Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Львова Е. Н.
Учитель МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

Развитие личности школьников в системе непрерывного профильного образования.

Одну из ключевых ролей в совершенствовании системы современного образования играет развитие непрерывного образования. Приобретение новых знаний, повышение квалификации необходимы человеку в течение всей его жизни. Полученные когда-то знания имеют тенденцию устаревать, так как общество постоянно развивается, изменяются его потребности. «В условиях необычайной динамичности современной жизни период жизнеспособности знаний сократился до 3-5 лет» [1].
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умения и навыки, применяя их на практике для решения возникающих проблем, чтобы в дальнейшей жизни иметь возможность найти свое место в социуме. Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в мире и ставит целью развитие способностей обучающегося, а также разностороннее саморазвитие. Поэтому школа должна совершенствовать умение учиться, стимулировать мотивации к учебе, создавать условия и атмосферу для учения через разнообразие содержания средств и методик, времени и места обучения.
Учитель выполняет функции организатора учебы и призван на деле обеспечить индивидуальный подход в обучении. Доминируют продуктивные, активно-творческие методы обучения, предлагающие самостоятельную и творческую деятельность проблемно-практического характера. Цель — дать не только знания, но и опыт их самостоятельного добывания. Обучение строится по индивидуальному принципу, при котором каждый учащийся имеет возможность продвигаться вперед в освоении материала своим темпом.[2]
В результате можно получить развивающуюся личность, подготовленную к универсальной деятельности, имеющую сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способности самостоятельно планировать и реализовать свои цели.
Одной из наиболее важных проблем современного образования является профильная подготовка учащихся, связанная с переходом к профессиональному образованию и последующим вступлением в самостоятельную профессиональную деятельность. Очевидно, что введение профильного обучения в старшей школе не должно стать формальным актом, а профильная направленность образования – простым дополнением к традиционно сложившемуся содержанию образования. Важно усовершенствовать все составляющие образовательного процесса, в целом качественно меняя его суть.
Во многих школах различные варианты обучения (гимназический, углубленное изучение предметов, традиционное профильное обучение) пытаются соотнести с современными требованиями к профильному образованию. Часто это сводится к изменению названий классов, а содержание образовательного процесса остается прежним.
В настоящий момент сложилось противоречивое отношение ученых и практиков к профильной подготовке учащихся и переходу от профильной подготовки к профессиональному образованию молодежи. С одной стороны, изменившиеся социально-экономические условия привели к изменению социального заказа в области образования: от школы требуется создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся. Это привело к появлению вариативных образовательных учреждений и возможности их выбора родителями и учащимися. С другой стороны, в условиях усиливающиеся поляризации общества происходит процесс закрепления социального неравенства с помощью вариативного образования. Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся, создавать условия для обучения и развития личности в системе непрерывного образования.[4]
Достижение эффективности самоопределения средствами личностно-ориентированного обучения требует формирование у школьников мотиваций через обучение деятельности, приобретение адаптационных умений для ориентации в какой-либо системе с учетом принятых в ней норм и т.д.
На старших этапах общего дифференцированного образования школьники могут осознанно строить свою деятельность по достижению цели и адекватно оценивать ее результаты, формировать систему ценностей и развивать ее проявление в личностных качествах. Здесь формируется реальная картина мира, адекватная современному уровню знаний и уровню образовательных программ в инновационной сфере профильного непрерывного образования.[5]
При анализе эффективности реализуемых вариантов профильного обучения основным критерием сегодня становится социальное самоопределение личности школьника (в единстве трех его составляющих – духовно-нравственного, жизненного и профессионального самоопределения) в система непрерывного профильного образования.
Таким образом, в школах регионов должны заработать такие образовательные программы, чтобы и учебная работа, и внеучебная деятельность (проектная, спортивная, исследовательская и др.) способствовали развитию в ребенке не только учебных способностей, но и всех остальных.

Литература

1. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. – 2005. - № 10

2. Болотов В. А.Перспективы перехода школы на профильное обучение /В. Болотов // Воспитание школьников – 2004. – №1.

3. Воронина Е.В. Разработка модели профильной подготовки учащихся как направление обновления содержания общего образования // Профильная школа Москвы: опыт, проблемы перспективы: Матер, н.-пр. конф. г. Москвы (14-15 мая 2003 г.). М: НИИРО, 2003.

4. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского социально-психологического института, 2004.

5. Немова Н.В. Профильное обучение: актуальные вопросы и ответы: Методическое пособие для руководителей школ. – М.: АПКиПРО, 2004.