Инклюзивное образование в вечерней школе
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Выступление: Инклюзивное образование в вечерней школе.

Автор: Залялиев Ринат Юнусович,
Директор школы,
учитель истории ,
первая квалификационная категория


2013 год

Инклюзивное образование в вечерней школе.

Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
*Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
*Каждый человек способен чувствовать и думать;
*Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
*Все люди нуждаются друг в друге;
*Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
*Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
*Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
*Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзия является, по своей сути процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы. Многообразие и непохожесть учащихся друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе. Наиболее полно проблемы и возможности инклюзивного образования видны в вечерней школе. Содержание и методика процесса обучения в вечерних школах исторически сложились в условиях, когда основным контингентом этих образовательных учреждений составляли не, сколько социально и профессионально определившиеся люди, а учащиеся «группы риска». Контингент учащихся вечерней школы сложен и в плане обучения, и в плане поведения, воспитания. В Зеленодольской вечерней школе обучаются 251 ученик, из них 73 «группа риска». Их условно можно разделить на 4 типа:
Первый тип объединяет учащихся, оптимально приспособленных к условиям
обучения в вечерней школе: учебная мотивация высокая и имеет внутренний характер; полностью сохранены учебные способности; их дидактическая запущенность вызвана в основном перерывом в учёбе; в системе социальных отношений «ученик – учитель» и «ученик – ученик» коммуникабельность удовлетворительная, проявляется тенденция и способность к взаимодействиям на уровне делового и творческого общения. К этой группе, как правило, относятся работающие учащиеся, мотивация которых подкрепляется стремлением к повышению квалификации и дальнейшего продолжения учебы в ВУЗах- 5%.
Второй тип объединяет учащихся, имеющих следующие характерные особенности: мотивация к учебной деятельности преимущественно внешнего характера (внешние требования, необходимость); познавательные способности угасшие, но поддаются постепенному восстановлению в процессе учебной работы; дидактическая запущенность накоплена ещё до перерыва в учёбе, нормальная коммуникабельность в системе «ученик – группа», пониженная – в системе «ученик – учитель». При педагогическом управлении учащиеся адаптируются к любым формам процесса обучения вечерней школы-15%.
Третий тип учащихся характеризуется негативным отношением к школьной учебной деятельности и устойчивым сопротивлением внешним требованиям, познавательные способности весьма избирательные, мало связаны с непосредственной учебной работой, с трудом поддаются восстановлению; дидактическая запущенность длительного накопления; недостаточные или специфические коммуникативные навыки. Именно эта группа и составляет основу контингента учащихся современной вечерней школы. При работе с учащимися наиболее эффективна работа в организационных формах процесса обучения, где необходима постоянно контролируемая пошаговая учебная деятельность -50%.
К четвёртому типу относятся учащиеся группы социально-педагогической
реабилитации и дидактической коррекции. У учащихся данного типа демонстративно негативное отношение к учебной деятельности; отрицательная реакция на внешние требования; пониженные общие познавательные способности и неразвитые познавательные умения; коммуникативные навыки на уровне предметных отношений и примитивной манипуляции; длительный опыт асоциального и противоправного поведения. Учащиеся работают, как правило, в рамках простейших форм учебной деятельности и при условии чёткой координации взаимодействий учителей, семей учащихся (там, где это целесообразно). В основном это учащиеся основной школы (8- 9 класс)-30%.

Задачи, стоящие перед инклюзивным образованием в Зеленодольской вечерней школе решаются через:
*Систему учебно - воспитательной работы;
*Реабилитационную педагогику;
*Помощь нравственному становлению подростка;
*Ориентационную педагогику;
*Создание условий для профессионального самоопределения;
*Преодоление отставания учащихся, неуспеваемости, различных нарушений. Для решения поставленных задач Зеленодольская вечерняя школа имеет широкий спектр возможностей обучения и воспитания:
*В школе используются различные формы обучения: очное, заочное, индивидуальное, самообразование.
*Занятия в школе проводятся в 3 смены. В учебно-консультационных группах занятия ведутся и в вечернее время.
* Обучение по общеобразовательным предметам основаны на принципах доступности учебного материала и развития ЗУН учащихся от простого к сложному.
*Вовлечение учащихся в общественно- значимую деятельность;
*Материально-техническая база и оснащение учебно-методическим материалом вечерней школы достаточны для классной и индивидуальной работы.
*Школа организует работу в контакте со следующими социокультурными учреждениями и предприятиями Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
* По договорам о сотрудничестве учащиеся вечерней школы могут получить профессию в учреждениях начального профессионального обучения и Центре занятости города Зеленодольск РТ.

Зеленодольская вечерняя школа - это место, где реализуются основные принципы инклюзивного образования, где подростки и молодежь, бросившая в своё время по различным причинам общеобразовательные дневные школы, лицеи, колледжи, техникумы могут получить основное общее и полное среднее образование. В ней обучаются зачастую учащиеся, которые свыклись с мыслью, что они ничего не могут, ни на что не способны. И педагогам приходится не только наверстывать упущенный предметный материал, находить эффективные методики для изучения программного материала текущего учебного года, но и помогать, ученикам адаптироваться в современной жизни. Обучение сегодня для таких людей - жизненная необходимость, а продолжение образования - это их осознанное решение и дальнейшая цель. Для данного контингента учащихся вечерняя школа единственный шанс вновь сесть за парту в любом возрасте, окончить школу и продолжать дальше своё образование. У каждого человека есть свой жизненный путь!

Список литературы.

1. С.В.Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. Инклюзивное образование. Выпуск 1-М, Центр «Школьная книга», 2010г.,
2. Журнал «Вестник Герценовского университета», раздел народное образование №9 2010. Статья Г.Н. Пенина «Образование для всех».

У вас нет прав для создания комментариев.