Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
В каждом человеке есть Солнце,
только дайте ему светить
Сократ

С 1990 года существует в Набережных Челнах, входящее в десятку лучших в Республике Татарстан, образовательное заведение инновационного типа – МАОУ «Лицей № 78 имени А.С.Пушкина» - первопроходец в организации профильных классов в городе. Соединяя лучшие традиции отечественного просвещения с передовыми достижениями педагогической практики, оживляя новые образовательные стандарты реформируемой современной школы духом прославленного Царскосельского лицея, коллектив раскрывает в своих питомцах естественные способности к тем или иным областям знания и практической деятельности.
Коллектив учителей работает над методической темой: «Формирование образовательной среды для одаренных детей на основе современного высокого уровня качества знаний и лучших образцов общечеловеческой культуры, способствующих дальнейшему личностному развитию и обогащению духовно-нравственного облика лицеиста».
Я работаю заместителем директора по учебной и научно-методической работе, координирую деятельность научно-методической службы лицея, руковожу научно-исследовательской (проектной) деятельностью педагогов и лицеистов.
Одним из структурных компонентов методической службы лицея является Институт наставничества, цель которого заключается в системной научно-методической помощи молодым педагогам.
Проблемы наставничества в образовательном учреждении – это проблемы административной компетентности руководителей образовательного учреждения и проблемы зрелости, профессионализма педагогического коллектива в целом. Если есть традиции общих дел, если сфера деятельности учителя не сводится только к урокам, а присутствуют элементы творчества, исследовательской работы, педагогического эксперимента, то в такой профессиональной среде молодой учитель найдет себя и будет принят и востребован, в этом ему поможет наставник. Всё дело в педагогической среде, в её человеческой и профессиональной культуре, в традициях и ценностях.
В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Кто-то уходит на пенсию, кто-то приходит на работу из молодых. Обновление трудового коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Согласно простой арифметике на 100 ушедших пенсионеров необходимо принять на работу 100 молодых специалистов (не принимая во внимание возможного расширения или сокращения сферы деятельности, тут цифры будут другими).
Естественно, жизненные обстоятельства бывают разными - и молодые не идут, и старые держатся до последнего, - но время не обманешь и рано или поздно смена работников происходить должна. Если свежего притока не обнаруживается - отрасль умирает.
Как раз это и происходит сегодня со школой. Почему это происходит, ответит каждый: в школе мало платят. Согласна, аргумент более чем веский, возразить на это трудно.
Но если бы материальная сторона вопроса была единственной, это было бы полбеды. Существует большое количество людей, которые отдают приоритет комфорту работы и получаемому удовольствию, и ради этого готовы жить на не самую большую зарплату.
Основная проблема глубже: в современной школе молодой учитель работать практически не может. Повторяю: "практически", на теоретическом уровне все худо-бедно нормально. Давайте рассмотрим схему стандартной ситуации. По окончании школы абитуриент поступает в педагогический вуз, учится там в течение 4-5 лет. Помимо научных дисциплин, он изучает методику, и рано или поздно перед студентом встает вопрос: "А не пойти ли мне в школу?". Тем более, что для многих это оказывается действительно интересным, педагогическая практика часто оборачивается впечатлением радостным. Что никто из молодых не хочет идти в школу - это миф, опровержений которого перед моими глазами прошло более чем достаточно. Шли-то многие, а вот кто остался - это вопрос.
Но перед тем, как наш герой войдет в школу, небольшой комментарий. Кто он такой - молодой человек, окончивший институт? Во-первых, как профессионал, он еще достаточно слаб - сдавая в институте экзамены, он выучивал факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Как известно, чтобы действительно знать предмет, по нему зачастую надо самому прочитать аудитории теоретический курс. Такой практики у молодого человека, естественно, нет.
Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. Да, сам он окончил школу 5-8 лет назад, но, с одной стороны, в нашей жизни все очень динамично меняется, с другой - этот груз воспоминаний ему может помешать: чтобы объективно оценить себя как ученика, у него опять же нет опыта.
И, в-третьих (хотя это надо бы по значимости поставить на первое место), он совершенно не понимает, что его первая работа - это десятилетиями складывавшаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.
И начинается решение задачки с тремя вышеописанными неизвестными. На первых порах ему все в школе улыбаются, новенькая трудовая книжка кладется в отдел кадров, первые дни и недели - душевный подъем и полная эйфория. А далее неминуемо начинаются конфликты.
При этих обстоятельствах наиболее важным в системе методической службы лицея является создание и функционирование Института наставничества, так как школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравст-венными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенство¬ванию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руко¬водством наставника по согласованному плану профессионального становления.
Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
Вопрос актуален сегодня как никогда: 10 лет назад в нашем лицее средний возраст педагогов составлял 38 лет, сегодня 46 лет, это, при том, что в коллектив лицея вошли 9 молодых специалистов. Перед нами остро встала проблема встраивания их в образовательное пространство лицея.
Не потерять, заинтересовать, дать поверить в успех, создать условия для того, чтобы молодой специалист сам себе сказал: «Учитель – это моя профессия!», чтобы сработала формула «Успешный старт = Успешный результат»… От того как сложится начало их педагогической карьеры зависит их «долгожительство» в профессии.
Мы убеждены, что учительская профессия – это десятилетиями складывающаяся система с определенными правилами, законами, традициями. Необходима индивидуальная воспитательная работа с учителями и организация сетевого взаимодействия молодых специалистов на основе информационно-коммуникативных технологий.
Мы считаем необходимым:
- разработать и внедрить в образовательные учреждения «программу выращивания творческого учителя» через создание Института наставничества;
- создание условий для формирования системы менторства и коучинга в методической службе лицея;
- разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию организации работы с молодыми учителями.
Не секрет, что педагогические профессии не относятся к категории популярных среди молодых. Каждый второй выпускник педагогического вуза предпочитает сразу же после получения диплома сменить профессию, уходят в другие, более оплачиваемые отрасли. В школы приходят все меньше молодых учителей, точнее, учительниц, потому что мужчин – педагогов мало, и не только в нашей республике, но и в других регионах. У российской педагогики - женское лицо, что не лучшим образом влияет на привлекательность отрасли.
В Лицее № 78 имени А.С.Пушкина сконцентрирован высокий педагогический потенциал: 34 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 33 педагога – первую категорию, один преподаватель является кандидатом философских наук, два педагога обучаются в аспирантуре. Из года в год лицей становится победителем престижных конкурсов. Это учебное заведение - победитель приоритетного национального проекта «Образование», всероссийского конкурса «Школа России 2009», «Школа России 2010», дважды победитель гранта мэра города «Школа – ресурсный центр». Педагоги лицея активно участвуют и побеждают в конкурсах различных уровней. НО!!! Основная проблема - средний возраст учителя – 46 лет. При этом возрастная группа до 30 лет составляет 9,2%, а старше 55 лет – 17%.
Молодые специалисты – это стратегический ресурс развития образования. В лицее работают всего 7 молодых специалистов из 76 педагогов. Поэтому необходимо выстроить модель института наставничества в условиях методической работы лицея.
Цель совершенствования научно-методической работы: разработать управленческие механизмы регулирования института наставничества в системе методической работы лицея.
Чтобы помочь молодым педагогам освоиться в профессии, необходимо модернизировать институт наставничества в самых разнообразных формах, например, через организацию постоянно действующих педагогических мастерских на базе лучших учителей республики. Причем, хотелось бы, чтобы педагоги-наставники получали дополнительную плату.
Управление индивидуальной траекторией молодых педагогов лицея № 78 имени А.С.Пушкина осуществляется через Институт наставника молодого специалиста, начинающего работать в школе, наставник должен:
- ознакомить молодого специалиста с деятельностью педагогического коллектива школы;
- помочь проанализировать учебные программы и пояснительные записи к ним;
- помочь составить тематический план, подобрать материал для систематического повторения, практических и лабораторных работ, тематических экскурсий;
- оказать методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, контрольных работ;
- посещать уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом;
- организовать посещение уроков коллег по методическому объединению и уроков лучших учителей школы с последующим совместным обсуждением и анализом;
- помочь подобрать методическую литературу для самообразования;
- контролировать и направлять работу молодого специалиста по самообразованию.
Кандидатура наставника рекомендуется методическим советом лицея. Директор лицея издаёт приказ о назначении наставника.
Для определения стратегических действий по обеспечению решения проблем и достижению целей составим SWOT-анализ проекта. Данный метод позволяет выявить внутренние и внешние факторы, способствующие достижению цели или осложняющие его, а также определить мероприятия, усиливающие сильные стороны и возможности, а также – предотвратить ослабление позиций под действием вероятных угроз.
На основе Swot-анализа ситуации
определим основные направления по созданию института наставничества
в методической системе образовательного учреждения
Программа Института наставничества рассчитана на три года:
 1 этап – теоретический (опытные учителя–мастера делятся своим опытом, соблюдая педагогический такт, уважение к молодому учителю, при этом в образовательном учреждении проводятся круглые столы, беседы, семинары, молодые специалисты приходят «в гости» к опытному коллеге);
 2 этап – организация наставничества (индивидуальное наставничество – одна из важнейших и полезнейших форм методической работы; наставничество – это не повышенное внимание к молодому специалисту, не постоянный контроль его деятельности, не еженедельное посещение уроков с последующими «душеспасительными беседами», не постоянные замечания, рекомендации; наставничество – это вовлечение молодого специалиста в совместную деятельность - экспериментальную, исследовательскую, творческую; коллектив решает некую общую задачу, а каждый вносит свой вклад в общий успех, сильные стороны каждого будут приняты всеми). При правильном распределении обязанностей молодому педагогу гарантирована ситуация успеха, признания и профессионального роста.
 3 этап – «Год молодого специалиста». Этот этап работы очень важен и для всего коллектива, и особенно для молодых учителей. В этот год они проводят открытые уроки. Практически все формы методической работы в школе прямо или косвенно, рано или поздно, становятся связанными с показом практических умений учителя перед коллегами.
Из проведенного SWOT-анализа вытекает основная проектная идея: реализация данного проекта по созданию института наставничества позволит укрепить положение молодого педагога в образовательном учреждении, обновить содержание методической работы и обеспечить конкурентоспособность молодых педагогов на рынке образовательных услуг.


Ожидаемый результат:
- Эффективное функционирование Института наставничества в системе методической работы лицея.
- Увеличение доли молодых педагогов в педагогическом коллективе лицея.
- Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, активизация их участия в профессиональных конкурсах.
- Расширение возможности обмена опытом среди педагогов в системе наставничества.
- Открытость Института наставничества для всех участников образовательного пространства.

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы.
- А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?"
-Какие трудности испытываете ВЫ в своей педагогической деятельности?
- Как решаете проблемы?
- Кто Вам помогает?
На мой взгляд, лучший ответ на поставленный вопрос о профессии учителя дал один из выдающихся педагогов России - Лев Николаевич Толстой: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
О легкости своего труда чаще говорят те, кто мало ошибается, как известно, "Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать – ошибка" (Эмиль Кроткий). Для того, чтобы достичь высоких результатов в своей работе необходимо быть в постоянном поиске, ошибаться - делать выводы - вновь искать.
Действительно, профессия педагога, во все времена, – одна из важнейших в обществе, ведь от его усилий зависит будущее наших детей, наше будущее. Это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей. Обучение и воспитание – две главные функции в деятельности учителя. Так было всегда, но наша жизнь меняется, и мы должны понимать, что надо идти в ногу со временем. Искать и находить новые методы и формы работы.
На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Он распознает фальшь, остро отреагируют на невнимание, и оценит тех педагогов, которые отнесутся к нему с уважением и пониманием.
Повторюсь: Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Рекомендуемая литература по проблеме:
1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С.Саввичева. Под ред. А.С.Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.
2. Борздун В. Н., Борздун Л. А. Исследовательская деятельность в школе: критерии и оценки // Методист. 2003. № 6.С.48-51.
3. Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита, 2004.
4. Гульчевская В.Г., Шевченко Т.М. Модуль “Индивидуализация и дифференциация обучения в современной школе”. Ростов-на-Дону, 2002.
5. Измайлова О. С. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Педсовет. 2005. С. 6.
6. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск 2. Организация и содержание методической работы // Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2003. С. 107-110.
7. Мальцева С. В. Роль семьи в формировании личности ребенка // Педсовет. 2005. С. 3-5.
8. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса “Основы исследовательской деятельности учащихся” // Практика административной работы в школе. 2004. № 5.
9. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие / Сост. М. Е. Сысоева. М.: ЦГЛ, 2002. С. 43-55.
10. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Научный редактор Т. И. Шамова. Москва-Тюмень,1994.
11. Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся /Ред.-сост. А.С.Обухов. Издание 2-е, исправленное. – М.: Библиотека журнала «Исследователь», 2012. -160 с.
12. Плясова Г.И. Воспитание семьянина в условиях детского дома. М.: Издательский дом “Новый учебник”. 2003.
13. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. 2003. № 1.С.30-39.-51.
14. Современный урок / Сост. Т. И. Прожирова. ЯНОИУУ, 2002.
15. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. В 3-х Ч. / Сост. Е.М.Муравьев, А.Е.Богоявленская. М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, части I-II – 2000; часть III – 2001.
16. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 34-45.
17. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр “Педагогический поиск”. 2001.