Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Актюбинский»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

«Программа развития единой информационно-образовательной среды муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского района на 2011-2015 годы

Автор программы

Кашапова Фануза Анваровна, заместитель директора по вопросам национального образования, учитель татарского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Актюба - 2013

Постановка проблемы
Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в Российской Федерации в последнее время, сделали задачу информатизации общества и, как необходимое условие этого, информатизацию образования еще более актуальной.
Глобальность поставленных задач, необходимость приобщения к современным информационным технологиям значительной части общества подразумевает начало их решения на уровне среднего звена образования.
Сегодня во многих странах выпускник средней школы либо сразу, либо после относительно небольшого дополнительного профессионального обучения приходит на рабочее место, оснащенное компьютером или средствами связи, делопроизводства на базе микропроцессорной техники, и должен для успешной работы представлять себе принципы ее функционирования.
Вместе с тем даже получения всеми членами общества базовой подготовки в области информатизации в средней школе не может сделать российское общество действительно информационным. Создание и развитие информационной инфраструктуры, без которой невозможно обеспечение доступности информации всем членам общества, необходимость широкого внедрения НИТ во всех отраслях народного хозяйства предъявляют новые требования к профессиональной подготовке кадров. Таким образом, информатизация учебного процесса становится одним из важнейших направлений информатизации образования.
В концепции модернизации Российского образования получили развитие основные принципы образовательной политики в России, которые обуславливают необходимость существенных изменений в системе образования.
В настоящее время решить педагогические проблемы можно с помощью информационных технологий. Информационные технологии обучения определяют совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.
Информатизацию образования определяют как создание условий для свободного доступа обучающихся и педагогических работников к большим объемам информации, хранящихся в различных уголках нашей планеты. Развитие информатизации образовательных учреждений предусмотрено в федеральной целевой программе «Развитие ЕОИС (2001-2005 гг.)» и Республиканской комплексной целевой программы «Информатизация образования в Республике Татарстан» на 2008-2010 годы.
Основной целью модернизации образования и создания единой образовательной информационной среды является повышение качества образования за счет внедрения современных педагогических технологий через информационные технологии.
С целью реализации концепции модернизации образования необходимо в школах приступить к созданию информационно-образовательной среды, обеспечивающей:
Единство образовательного пространства на территории РТ и РФ.
Повышение качества образования.
Сохранение, развитие и эффективное использование научно педагогического потенциала.
Создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
Информатизация обеспечит интеграцию традиционных и современных педагогических технологий. Образовательная информационная среда образовательного учреждения включает в себя такие составляющее, как информатизация образования, информационные технологии обучения, традиционные и современные педагогические технологии.
Информационные технологии используются в образовательном процессе как:
средство повышения производительности труда педагогических и руководящих работников;
средства педагогической и психологической диагностики и воспитания, средство обучения;
средство повышения творческой активности;
средство контроля и самоконтроля;
средство самообразования;
средство поиска информации.
Поэтому было необходимо разработать и реализовать программу развития единой образовательной информационной среды с целью реализации программы модернизации образования.

Обоснование программы
В результате реализации Программы развития единой образовательной информационной среды на 2006-2010 годы показатель обеспеченности современными персональными компьютерами в образовательном учреждении составил 10 учащихся на один компьютер. В течение этого периода осуществлено подключение к глобальной сети Интернет.
За годы реализации Программы 93% работников школы прошли обучение в области современных информационных технологий в Информационно-методическом центре г. Азнакаево.
В результате реализации программы:
- школа оснащена современными компьютерами;
- в школе имеется компьютерный класс;
- в школе имеется выход в Интернет;
- 30 педагогов прошли обучение по новым информационным технологиям и их использованию в учебном процессе;
- в компьютерном классе имеется локальная сеть;
Однако не все поставленные задачи были решены, произошли изменения в системе образования, появились и развиваются новые информационные технологии, изменились требования к качеству образования.
Поэтому необходимо продолжить развитие единой образовательной информационной среды образовательного учреждения; информатизацию управления образованием; повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров; создание образовательного портала; наполнение созданных информационных пространств; совершенствование системы образовательной статистики.
Дальнейшее развитие единой образовательной среды приведет к созданию службы мониторинга качества образования.

Цель проекта:
Развитие единой образовательной среды в образовательном учреждении обеспечивающей:
- повышение качества образования;
- сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала;
- создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
- дальнейшее развитие информационно-коммуникативной компетентности педагогических и руководящих работников в системе непрерывного образования в условиях модернизации современного образования.

Задачи проекта:
Создание и совершенствование информационно-технологической инфраструктуры системы образования в школе, включая:
- приобретение образовательным учреждением вычислительной техники, системных и прикладных программ; обеспечение технического обслуживания;
- применение новых информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе, включая:
- создание и использование в учебном процессе современных электронных ресурсов;
- подготовка кадров, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
- использование интерактивных дистанционных технологий обучения для педагогов и учащихся

Целевая группа проекта
• Администрация школы;
• Педагоги школы;
• Обучающиеся;
• Родители.
• Заинтересованная общественность.

Основные группы информационных потоков


Срок реализации проекта – 2011-2015 годы

Место реализации проекта
МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Этапы реализации проекта
I этап Подготовительный – 2011 - 2012 годы:
- анализ нынешнего состояния;
- планирование реализации основных направлений программы;
- создание условий реализации программы;
II этап Основной – 2013 – 2014 годы:
- реализация программы в соответствии с целями и задачами;
- промежуточный мониторинг результатов;
- корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.
III этап Заключительный – 2014 - 2015г:
- завершение реализации программы;
- мониторинг результатов;
- анализ результатов.

Основные направления проекта:
- создание копилки электронных образовательных ресурсов;
- оснащение образовательного учреждения средствами информатизации: вычислительной техники, лицензионными и сертифицированными программными продуктами, средствами телекоммуникации;
- создание электронных библиотек, учебных материалов, разработка и использование электронных образовательных средств;
- комплексная автоматизация административной и финансово-хозяйственной деятельности внутри образовательного учреждения.

Механизм реализации проекта:
Проект реализуется в соответствии с нижеперечисленными мероприятиями через:
1. работу методических объединений учителей-предметников и систему методической ра¬боты, непрерывное самообразование педагогов;
2. через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению;
3. взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивает сайт школы.

План мероприятий по реализации проекта

№ Наименование мероприятия Срок проведения Ответственный
1 Оснащение средствами информационно-коммуни-кационных технологий 2011-2015 Администрация ОУ
2 Ведение общей электронной базы данных 2011-2012 Администрация ОУ, руководители МО
3 Повышение квалификации и переподготовка руководя-щих и педагогических кад-ров в сфере информа-ционных компьютерных технологий, в т.ч. дис-танционно Один раз в три года
Администрация ОУ
4 Конкурсная поддержка
создания и внедрения в
образовательный процесс
методических разработок
учебных и внеклассных занятий, выполненных с использованием ИКТ 2011-2015 зам. директора по УВР, по ВР, учитель информатики, руководители МО

5 Создание электронного контента для реализации дистанционного обучения учащихся с индиви-дуальными образователь-ными потребностями 2012-2013 зам. директора по УВР, учитель информатики
6 Использование готовых и создание собственных тестирующих программ для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА 2011-2015 зам. директора по УВР, руководители МО

6 Создание школьной информационной системы 2011-2014 зам. директора по УВР, по ВР, учитель информатики
7 Разработка новых дополнительных образо-вательных программ по ИКТ для учащихся и родителей 2011-2015 зам. директора по УВР, по ВР, учитель информатики
8 Систематическая работа по заполнению страниц сайта школы 2011-2015 зам. директора по УВР, по ВР, учитель информатики
9 Внедрение дистанционного обучения через страницы сайта 2013-2015 зам. директора по УВР, по ВР, учитель информатики
10 Разработка программных продуктов для организации дистанционного обучения одаренных учащихся и учащихся, не посещающих ОУ по состоянию здоровья 2013-2015 зам. директора по УВР, по ВР, учитель информатики
11 Разработка и внедрение систем обеспечения информационной безопас-ности при работе с электронной базой данных, при документообороте в локальной сети школы, при работе в Интернет 2011-2013 Директор и учитель информатики

Ресурсное обеспечение
1) Кадровый (курсы «Использование ИКТ в деятельности учителя-предметника» в Информационно-методическом центре района, организация курсов компьютерной грамотности на базе школы, составление индивидуальных образовательных программ учителя, обобщение опыта учителей через проведение семинаров).
2) Методическая поддержка Информационно-методического центра.
3) Техническая база школы.
3) Финансовое (бюджетное финансирование, гранты (участие в конкурсе педагогических инициатив).
4) Программные продукты по проекту ИСО (новые ЦОРы, «Хронограф»).

Информационная безопасность
1. Установка антивирусных программ на всех школьных компьютерах.
2. Использование только лицензионной продукции.

Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Возможность проведения тестирования и оценки качества знаний с использованием специализированного программного обеспечения в образовательном учреждении;
- Методическая поддержка и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей образовательного учреждения;
- Соответствие уровня компьютерной грамотности преподавательских и административных кадров потребностям современного информационного общества, обеспечивающего высокое качество и эффективность процессов обучения учащихся;
- Организация информационной и научно-методической поддержки учебного процесса, оказание консультационных услуг, дистанционного повышения квалификации;
- Предоставление возможности публикации и размещения учебных материалов, поиска необходимой информации;
- Повышение качества обучения в образовательном учреждении через рациональное использование педагогических кадров и новых информационных технологий в сфере образования.
Достижение следующих результатов:
1. Среднее количество учащихся на 1 компьютер – 15.
2. Укомплектованность компьютерного класса лазерным принтером, сканером и необходимыми мультимедиа средствами; комплектом проекционного оборудования.
3. Обеспеченность компьютерной техникой учителя-предметника – 1 компьютер на 6 предметных кабинетов.
4. Организация локальной вычислительной сети в образовательном учреждении.
5. Эффективное использование в работе образовательного портала.
6. Повышение квалификации и переподготовка учителей в области информационных технологий – 100% .
7. Включение ОУ в единую интегрированную автоматизированную информационную систему, обеспечивающую комплексную автоматизацию административной и финансово-хозяйственной деятельности системы образования.

Методы диагностики
Внутренний (профессиональный) контроль.
Осуществляется администрацией школы в форме плановых проверок:
• эффективности использования компьютерного оборудования, информационно–методической базы данных, сети Интернет участниками образовательного процесса;
• эффективности использования приобретенного программного обеспечения для мониторинга деятельности субъектов информационного пространства школы;
• качества приобретенного программного обеспечения и его соответствие ожиданиям пользователя для организации эффективного функционирования информационного пространства школы.
Внешний (общественный) контроль. Осуществляется со стороны родителей, посетителей сайта школы, заинтересованной общественности.

Программа информатизации, как элемент ИОС ОУ

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Настоящая программа определяет стратегию и основные направления развития процесса информатизации МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.
Цель:
- повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий;
- создание единого информационного пространства школы.
Задачи:
- Оснастить современной компьютерной техникой, обеспечить 100% высокоскоростной доступ к сети Интернет.
- Внедрить дистанционные формы повышения квалификации педагогических работников.
- Использовать проекты по различным учебным предметам с применением ИКТ в качестве вспомогательных средств.
- Разработать систему поощрения учителей эффективно использующих компьютерную технологию.

Анализ готовности школы к информатизации

Уровни информатизации
Технический
Оборудование Наличие ПК 58 ПК, 4 принтера, 2 сканера, 6 интерактивных досок,
11 мультимедийных проектора
Наличие локальной сети есть
Наличие выхода в Интернет есть
Домашний ресурс Наличие ПК учителей 100%
Наличие ПК учеников 78%
Учебный
Информационные компетенции выпускников начальной школы Уроки с применением ИКТ менее 30%
Наличие свободного
доступа в компьютерный класс
во внеурочное время

есть
Информационные компетенции выпускников основной школы: наличие курса
информатики в
основной школе
есть
Уроки с применением ИКТ менее 45%
Наличие свободного
доступа в компьютерный класс
во внеурочное время есть
Информационные компетенции выпускников школы наличие курса информатики есть

Наличие уроков с применением ИКТ менее 65%
наличие свободного
доступа в
компьютерный кабинет

есть
Педагогико-методический
ИКТ компетенции преподавателей

количество учителей школ, прошедших за последние 2 года курсы повышения квалификации в области ИКТ
в объеме 36 часов 30

Школьный медиаресурс
наличие медиатеки учебного
назначения по предметам есть
наличие свободного доступа
учителей в компьютерный класс есть
наличие компьютерного школьного методического архива формируется
Наличие школьного сайта есть
Управленческий
Информационная поддержка управления школой уровень компьютерного делопроизводства и документооборота средний
Внеурочная работа

возможность использования ИКТ – ресурса школы в целях развития и реализации творческих способностей детей Работа над проектами, рефераты, презентации

Цели, задачи, функции и направления информатизации
Цель информатизации образования - интеграция ИКТ в образовании, обеспечение свободного доступа к информации всех участников образовательного процесса, обоснованное использование потенциала ИКТ для обучения, воспитания, развития учащихся, рациональное использование ИКТ для обеспечения учебной деятельности, повышения квалификации педагога, руководителя.
Основной задачей информатизации является создание базы информатизации.
Информационная база, в которую входят: универсальные средства обработки информации, общие методы решения информационных задач, использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Материально-техническая база, основу ее составляет компьютеризация, которая хотя и рассматривается как очень важный компонент информатизации, но наряду с остальными техническими средствами: аудио, видео, мультимедиа, средства телекоммуникации.
Научно-методологическая база рассматривается в двух аспектах:
а) использование ИКТ в образовательной деятельности,
б) создание информационных и образовательных ресурсов.
Содержанием информатизации может быть комплекс мероприятий, который обеспечит образовательно-информационной системе устойчивое развитие и выход в основную зону эффективности.
В результате информатизации будет создана информационно- образовательная среда, которая будет способна инициировать механизмы выдачи достоверной, своевременной и качественной информации, обеспечит расширение спектра образовательных и информационных услуг, возможность выбора индивидуальной траектории и повышение качества образования.
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически сложную и затратную задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.
Для создания и развития информационно-образовательной среды школы должен быть максимально задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал учебного заведения. При этом нельзя допустить разрушения сложившейся системы, утраты положительных результатов системы образования в школе. Используя опыт и достоинства сложившейся образовательной системы, имеющей глубокие традиции, необходимо выстроить новую открытую образовательную систему, интегрирующую все доступные образовательному учреждению информационные технологии, обеспечить переход педагогических и руководящих работников к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме.
Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала ИТ для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, связей между ними.
Изменение целей и содержания обучения является ведущим звеном процесса информатизации образования. Технологическое переоснащение учебного процесса, появление новых методов и организационных форм обучения является производным, обеспечивающим достижение выдвигаемых целей.
Изменение содержания обучения идет по нескольким направлениям, значимость которых меняется по мере развития процесса информатизации общества:
Первое направление связано со становлением учебных дисциплин, обеспечивающих обучение учащихся в области информатики.
Второе направление связано с расширяющимися средствами информатизации, применение которых становится необходимым во всех областях человеческой деятельности. Этот процесс влечет за собой изменение предметного содержания всех учебных дисциплин на всех уровнях.
Третье направление связано с глубоким влиянием информатизации на цели обучения. Оно будет все более ощущаться по мере развития процессов информатизации общества, проведение работы по переструктурированию накапливаемых человечеством знаний, представлений об энциклопедической природе образования, необходимо каждому человеку.

Программа информатизации
МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского района
 Паспорт программы

Наименование программы Программа информатизации МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского района
Цель программы Основной целью, которую ставит школа, начиная новый этап информатизации, является формирование эффективной информационно-образовательной среды как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы
Задачи программы 1. Интеграция ИКТ в педагогическую деятельность в целом.
2. Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, использующих ИОС в различных видах деятельности.
3. Повышение качества образования, увеличение его доступности.
Проекты (Основные направления реализации программы) 1. Ресурсное обеспечение информатизации образовательного процесса.
2. Кадровое обеспечение информатизации образовательного процесса.
3. Методическое обеспечение информатизации образовательного процесса.
Основные индикативные показатели 1. Разработанное нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации.
2. Укрепление материально-технической базы школы, обновление цифрового оборудования и приобретение нового для обеспечения реализации программы
3. Повышение квалификации и методический рост (наличие у педагогов школы собственных сайтов или блогов (30%); участие педагогов школы в работе сетевых сообществ (70%); доля учителей, регулярно использующих ЭОР (80%); доля учителей, использующих ресурсы Интернет в учебной практике и для общения с коллегами, учениками и их родителями (80%); доля педагогов, организующих участие школьников в телекоммуникационных проектах (40%).
4. Количество учащихся, участвующих в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня (50%).
Сроки и этапы реализации программы I этап Подготовительный – 2011-2012год:
- анализ нынешнего состояния;
- планирование реализации основных направлений программы;
- создание условий реализации программы;
II этап Основной – 2013 – 2014 годы:
- реализация программы в соответствии с целями и задачами;
- промежуточный мониторинг результатов;
- корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.
III этап Заключительный – 2014-2015г:
- завершение реализации программы;
- мониторинг результатов;
- анализ результатов.
Источники финансирования программы Федеральный, региональный, местный бюджет, спонсорская помощь, внебюджетные средства.

Ожидаемые
конечные результаты 1. Обеспечение непрерывного обучения педагогов и администрации школы с целью совершенствования навыков использования ИКТ в своей деятельности
2. Обеспечение возможности учащимся проявлять больше творчества в использовании
3. Обеспечение возможности дистанционного обучения учащихся.
4. Создание условий для реализации проекта «Электронная школа».
5. Расширение и совершенствование возможностей внутришкольной локальной сети.
6. Использование возможностей школьного сайта как внутришкольного информационно-образовательного портала.
Система организации контроля за исполнением Программы Управление реализацией программы осуществляет методический совет совместно с родительским комитетом и попечительским советом школы, контроль хода исполнения программы осуществляют директор школы и заместитель директора по УВР путем ежегодного анализа итогов реализации Программы


 Цели и задачи программы

Основной целью, которую ставит школа, начиная новый этап информатизации, является формирование эффективной информационно-образовательной среды как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы.
Задачи программы:
1. Интеграция ИКТ в педагогическую деятельность в целом.
2. Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, использующих ИОС в различных видах деятельности.
3. Повышение качества образования, увеличение его доступности.

 Проекты программы
Комплексная информатизация школы включает три направления, которые и будут проектами, позволяющими обеспечить реализацию программы:
1. Ресурсное обеспечение информатизации образовательного процесса.
2. Кадровое обеспечение информатизации образовательного процесса.
3. Методическое обеспечение информатизации образовательного процесса.

Проект 1. Ресурсное обеспечение информатизации школы.
Этот проект программы информатизации образования развивается наиболее полно и давно, поскольку отражает основную тенденцию процесса информатизации – быстрое технологическое развитие и обновление компьютерной базы и программного обеспечения. В настоящее время от технологической составляющей произошел переход к созданию информационной образовательной среды школы. Пока занимались оснащением, пришло время модернизировать АРМы учителей-предметников и администрации, развивая и увеличивая количество компьютеров в школьной сети, возникают проблемы в функционировании этой сети, отсутствуют единые подходы на уровне муниципалитета к формированию и ведению электронного документооборота, требования к ведению электронной базы данных школ, к программному обеспечению. Поэтому руководству школы приходится самостоятельно нарабатывать собственный опыт в перечисленных вопросах и постоянно обучать педагогов новой профессиональной компетенции – целевого и системного использования ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Школа на сегодняшний день показывает потребность оснащения автоматизированными рабочими местами не только учителя, библиотекаря, администратора, но и педагога-психолога, медицинского работника, завхоза, социального педагога, учителя-логопеда. При этом АРМ включает в себя не только собственно компьютерное рабочее место, но и дополнительное цифровое оборудование, а также специальное программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия в сообществе, позволяющие педагогу наиболее полно реализовать профессиональные потребности в образовательном процессе.
В связи с этим выделим основные направления проекта «Ресурсное обеспечение информатизации школы»:
1) Оснащение АРМами предметных кабинетов, а также рабочее место педагога-психолога, учительской школы, медицинского работника, заведующей производством. Для каждого АРМ предусмотреть комплектацию дополнительным цифровым оборудованием в соответствии с различными предметными областями деятельности учителя-предметника и специализированным ПО для их использования.
2) Предусмотреть в комплектации АРМов соответствующее веб-оборудование для дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса.
3) Подключение актового зала, столовой к локальной сети школы.
4) Продолжить ведение электронной базы данных школы как информационной системы, объединяющую ресурсы управления и организации образовательного процесса.
5) Составить перечень специального прикладного ПО, которое сможет обслуживать цифровое оборудование, АРМ работников школы. Осуществлять закупку такого ПО или лицензий на него.
6) Спланировать использование терминального сервера для обеспечения деятельности административной локальной сети.
7) Спланировать работу по обновлению и модернизации компьютерного оборудования и цифровой техники в соответствии с требованиями ФГОС.
8) Обеспечить ИКТ поддержку воспитательной работы с детьми и семьей по различным видам деятельности.

Проект 2. Кадровое обеспечение информатизации образования
В рамках этого проекта программы необходимо предусмотреть разработку серии модулей для программ повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ. Для этого нужно учесть все перечисленные выше функции в сфере ИКТ, которые будут предоставлены на основе оснащения соответствующим компьютерным оборудованием и средствами ИКТ системы общего образования.
Основные направления:
1) Мониторинг ИКТ-компетентности педагогических работников школы.
2) Формирование внутри школы творческих групп по обмену опытом использования ИКТ: в преподавании учебных предметов, во взаимодействии с участниками образовательного процесса, по сетевому взаимодействию, в том числе дистанционному, в деятельности классного руководителя и др.
3) Повышение уровня ИКТ-компетентности педагогических работников школы на различных уровнях, организация консультативной и технической поддержки в использовании компьютерной техники и цифрового оборудования.
4) Создание и ведение электронных портфолио педагога и учащихся.

Проект 3. Методическое обеспечение информатизации образования
Результаты информатизации должны усиливать, расширять планируемые результаты образования и развивать инновационные зоны в образовании. Информатизация должна быть катализатором развития образования. Нужно перейти от схемы «вливание» ресурсов ИКТ в школу к механизму «продвижение» школы к новым образовательным технологиям на основе ИКТ-ресурсов.
Новые образовательные технологии включают:
новый образовательный стандарт, новый базисный учебный план, новые УМК (учебно-методические комплекты);
новые механизмы финансирования образовательного процесса, обновление механизмов подбора и привлечения в школу кадров (штатное расписание);
формирование концепций социальной направленности в программах развития школ – школа здоровья, школа после уроков, профильная школа, экстернат, семейная школа, и др.;
новые формы обучения на основе технического оснащения школ (компьютеризация и интернетизация школ) и новых компетенций педагогов и управленцев в свете указанных изменений;
новые регламенты работы школы, развивающие классно-урочную систему и предлагающие альтернативные подходы в организации учебного процесса, особенно на основе активного формирования информационно-насыщенной среды образовательного учреждения и политики формирования единого информационного образовательного пространства.
Цифровые зоны развития школы, которые требуют методического обеспечения, следующие:
 цифровая поддержка школьной библиотеки и цифровых образовательных ресурсов;
 медиа-поддержка воспитательной работы в школе;
 информатизация досуговой и внеурочной деятельности в школе;
 дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся;
 автоматизация управленческой деятельности.


Основные направления:
1) Создание и поддержка сетевого представительства педагогов школы.
2) Экспертиза работы учителей в рамках внедрения новых образовательных технологий и новых учебных материалов на уровне методического объединения школы, города.
3) Обеспечение преемственности всех ступеней обучения в школе в области использования ИКТ.
4) Поддержка участия учащихся и педагогов в профессиональных конкурсах, олимпиадах, в том числе дистанционных.
5) Реализация ИКТ-поддержки предпрофильной подготовки и профильного обучения, работы с одаренными детьми, в том числе дистанционной.
6) Совершенствование деятельности Регионального центра тестирования при школе.
7) Организация сетевого взаимодействия с общественностью, вышестоящими организациями.
8) Мониторинг реализации программы информатизации школы.

 Основные индикативные показатели
1. Разработанное нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации.
2. Укрепление материально-технической базы школы, обновление цифрового оборудования и приобретение нового для обеспечения реализации программы
3. Повышение квалификации и методический рост (наличие у педагогов школы собственных сайтов или блогов (30%); участие педагогов школы в работе сетевых сообществ (70%); доля учителей, регулярно использующих ЭОР (80%); доля учителей, использующих ресурсы Интернет в учебной практике и для общения с коллегами, учениками и их родителями (80%); доля педагогов, организующих участие школьников в телекоммуникационных проектах (40%).
4. Количество учащихся, участвующих в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня (50%).

Анализ состояния информатизации на конец 2012 года
Технический
Оборудование Наличие ПК 58 ПК, 4 принтера, 2 сканера, 6 интерактивных досок,
11 мультимедийных проектора
Наличие локальной сети есть
Наличие выхода в Интернет есть
Домашний ресурс Наличие ПК учителей 100%
Наличие ПК учеников 78%
Учебный
Информационные компетенции выпускников начальной школы Уроки с применением ИКТ менее 30%
Наличие свободного
доступа в компьютерный класс
во внеурочное время

есть
Информационные компетенции выпускников основной школы: наличие курса
информатики в
основной школе
есть
Уроки с применением ИКТ менее 45%
Наличие свободного
доступа в компьютерный класс
во внеурочное время есть
Информационные компетенции выпускников школы наличие курса информатики есть

Наличие уроков с применением ИКТ менее 65%
наличие свободного
доступа в
компьютерный кабинет

есть
Педагогико-методический
ИКТ компетенции преподавателей

количество учителей школ, прошедших за последние 2 года курсы повышения квалификации в области ИКТ
в объеме 36 часов 30

Школьный медиаресурс
наличие медиатеки учебного
назначения по предметам есть
наличие свободного доступа
учителей в компьютерный класс есть
наличие компьютерного школьного методического архива формируется
Наличие школьного сайта есть
Управленческий
Информационная поддержка управления школой уровень компьютерного делопроизводства и документооборота средний
Внеурочная работа

возможность использования ИКТ – ресурса школы в целях развития и реализации творческих способностей детей Работа над проектами, рефераты, презентации

 Сроки и этапы реализации программы

I этап Подготовительный – 2011 - 2012 годы:
Проектная деятельность педагогического коллектива школы, формирование стратегической команды и создание основных нормативных правовых документов, профессиональная переподготовка педагогического коллектива, направленная на реализацию задач программы, совершенствование материально-технической базы, диагностика, мониторинг здоровья учащихся и учителей, создание механизма стимулирования участников программы.
II этап Основной – 2013 – 2014 годы:
Реализация системы мероприятий, корректировка содержания Программы на основе поэтапного рефлексивного анализа.
III этап Заключительный – 2014 - 2015 годы:
Итоговый анализ реализации Программы. Мониторинг программы, определение перспектив развития школы с учетом результатов внедрения программы.

 Источники финансирования

Финансирование программы осуществляется за счет средств:
- Федерального бюджета в рамках проекта ИСО;
- Регионального и муниципального бюджетов;
- Спонсорская помощь, внебюджетные средства.

 Ожидаемые конечные результаты

1. Обеспечение непрерывного обучения педагогов и администрации школы с целью совершенствования навыков использования ИКТ в своей деятельности
2. Обеспечение возможности учащимся проявлять больше творчества в использовании
3. Обеспечение возможности дистанционного обучения учащихся.
4. Создание условий для реализации проекта «Электронная школа».
5. Расширение и совершенствование возможностей внутришкольной локальной сети.
6. Использование возможностей школьного сайта как внутришкольного информационно-образовательного портала.

 Система контроля за исполнением программы

Управление реализацией программы осуществляет методический совет совместно с родительским комитетом и попечительским советом школы, контроль хода исполнения программы осуществляют директор школы Галимова Л.Н. и заместитель директора по УВР Винокурова С.П. путем ежегодного анализа итогов реализации Программы.

Литература
1. Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник. – М.: Изд-во Либерия, 2001.- 536 с.
2. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. – 2000. – № 8. – С. 9-12.
3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: Практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
4. Цветкова М.С. Модели комплексной информатизации общего образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.