Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

МБОУ "Князевская средняя общеобразовательная школа" п. Татарстан Тукаевского района РТ.

Авторская программа



Воспитание милосердия у детей посредством
литературных произведений.

Галина Николаевна Романова,
Заведующая библиотекой МБОУ "Князевская средняя общеобразовательная школа" п. Татарстан Тукаевского района РТ.

2014 год



Содержание
«Свет любви и милосердия»: Программа по воспитанию милосердия у детей с использованием литературных произведений…………………......3

Календарный план работы на учебный год………........................................10

«Эта незабытая далекая война». Читательская конференция по книге В.Богомолова «Иван»……………………………11

Читательская конференция по книге А.Приставкина «Кукушата или жалобная песнь для успокоения души»…………………………………....12

Книжная выставка «Милосердие на книжной полке»…………………………………13

«Человек должен украшать землю» Обсуждение рассказа К. Паустовского «Маша»……………………………………14

«Свет любви и милосердия»

(программа по воспитанию милосердия у учащихся с использованием литературных произведений)

Срок реализации - 3 года.

Автор и реализатор программы: заведующая библиотекой МБОУ
"Князевская средняя общеобразовательная школа" РТ
Тукаевского района п. «Татарстан»
Галина Николаевна Романова.




- В сегодняшнее непростое время, когда вся наша
жизнь кажется невероятно сложной и под час
безысходной, особое значение приобретает слово писателя.
Оно должно нести в себе добро,
надежду на лучшее будущее,
призывать к примирению и согласию.

В.П.Астафьев

- «Хочу, чтобы люди
обнялись, душу отвели,
наговорились…
родина наша устала
от вражды и злобы»

В.П.Астафьев

Пояснительная записка.
Что же такое милосердие? В чем оно проявляется?
Милосердие – готовность помочь кому–либо из сострадания, человеколюбия, простить кого-либо.
Сострадание – основа всей морали.
(А.Шопенгауэр)
Милосердие – это бесконечное прощение.
(А .Декурсель)
Кроме счастья в жизни человеческой есть горе, беда, страдание, отчаяние, боль души. Соучастие в облегчении беды, несчастья, страдания другого человека называется состраданием или милосердием.
Радуйтесь с радующими и плачьте с плачущими.
(Священное писание)Определение милосердия по толковому словарю ……?
Милосердие, сострадание, любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и других).
Милосердие – различного рода помощь, благотворительность ит.д.
Советский энциклопедический словарь Главный редактор Прохоров А.М.
Основная цель программы:
• Воспитывать в детях доброту, милосердие, умение не только жить мирно, но и любить других, проникаться к ним сочувствием, жалостью, искренней готовностью помочь бескорыстно, уметь прощать

• Формировать эти качества с раннего детства, чтобы они могли противостоять агрессии, терроризму, жестокости, которой так много в последнее время происходит в нашем мире.
• Через лучшие произведения художественной литературы пробуждать в детях милосердие, доброту, выводить из агрессивного состояния, вызывать сочувствие к другому человеку, к природе, ко всему живому.
• Воспитание в учениках сочувствия, понимание героев – это и вера в ученика, и борьба за его человеческое будущее.

Задачи программы:
• Пробуждение интереса к лучшим произведениям литературы, которая должна противостоять засилью массовой литературы, воспевающей жестокость.
• Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость на состояние другого человека.
• Воспитывать положительные, добрые чувства, поступки на примерах детской литературы.
• Оценивать поведение сверстников через сравнение их поведения с литературными героями.
• Воспитывать чувства уважения, заботливого отношения к окружающим людям и к окружающей природе.
• Воспитывать умение выделить моральный смысл человеческих поступков и сделать правильный выбор своих поступков.
• Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию

Основные идеи программы
Воспитание личности ребенка должно опираться на лучшие произведения современных авторов, способных пробуждать в детях милосердие, выводить их из агрессивного состояния, вызывать сочувствие к другим людям.
Программа ориентирована педагогам, библиотечным работникам, родителям и должна быть реализована при совместном чтении и размышлении с детьми о литературных героях.
Ведь детское сознание еще не окрепло: ребенок в равной степени может подражать и добрым и злым героям. Ему трудно оценить, где честность и где бесчестие, где правда, и где ложь. Вот почему так важно говорить с ребенком о прочитанных произведениях, ставить перед ним вопросы, побуждать размышлять, вести его к истине.
Говоря о милосердии, о чувствах доброты и смирении мы должны помнить, что бывают в жизни ситуации, кода требуется и протест и сопротивление.
Преступлением будет считаться милосердие к террористам, которые подвергают опасностям мирных жителей и детей.
Беслан стал для нашей страны горьким уроком и милосердия к пострадавшим и беспощадности к бандитам.
На то она и жизнь, в которой нет однозначности и осваивать которую надо с детства. Оказывать помощь в этом мы должны с помощью великой литературы.

Программа состоит из 6 блоков

1. Живи и помни человек
Мы против войн на земле. 6-8 классы
2. Об уважении и сострадании
О доброте, внимательности, доброжелательности и сочувствии. 5-7 класс
3. Мы в ответе за тех, кого приручили. А.Экзюпери.
Защита природы – это воспитание любви к красоте и любви к труду.
4-7 классы
4. Радость нашего дома.
О величественном и хрупком мире детства. 6-8 классы.
5. У тебя есть братья.
О дружбе между народами. Мы против терроризма. 5-6 классы
6. Давайте понимать друг друга с полуслова. Б.Окуджава.
О дружбе. Я и другие. 4-8 классы.

Методы достижения поставленных целей и задач:

Семейные чтения; громкие чтения в школе с последующим обсуждением; обзоры; конкурсы стихов, сочинений, рисунков; утренники, литературно-музыкальные композиции; викторины; экскурсии; книжные выставки с их обзорами; читательские конференции.

Необходимые условия реализации программы:

• Тематика занятий раскрывается через использование литературных произведений и образов.
• В названии тем используются, афоризмы, пословицы и поговорки, строки из стихов.
• Детям необходимо разъяснять данную цитату. Это поможет глубже и точнее вникнуть в смысл строк.

Использованная литература
1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996.
2. В.П. Алексадров. Твоя союзница, учитель, беседы о современной литературе, М.: Просвещение,1989, 190с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.
4. Богданова, О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы со школьниками. - М., 1997.
5. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.
6. Даль, В.И. Толковый словарь живого велико русского языка. – М., 2005.
7. Ермакова, Е. Курс нравственного воспитания «Этика». Народное образование. 2003 № 9-10.
8. Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. Педагогика, 1998, №7.
9. Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
10. Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном, /Сост и общ. Ред. Г.А.Дубровский.- Изд 2-е, доп.- М.: Детская литература. 1988 -238с.
11. Ожегов, С.И. , Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.,2002.
12. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001 №6.
13. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника под общей ред. С.К.Шойгу. М,: 2006.
14. Различные по назначению словари и справочники

Приведенная ниже программа предлагает перечень тем.
К каждой теме дается ряд книг, раскрывающих идеи темы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

ПЕРВЫЙ БЛОК. 5-6 КЛАССЫ.
«ЖИВИ И ПОМНИ ЧЕЛОВЕК»
(Мы против войн на земле)

2. « Кто-то родом из детства… Я из войны».
Г.Богданова.
(В. Распутин «Уроки французского», Г. Семенов «К зиме минуя лето», В.Коньяков «Димка и Журавлев», Ф.Кнорре «Родная кровь», В.Богомолов «Иван»).
3. Люди мира будьте зорче втрое:
Берегите мир! А. Соболев.
( А. Луговцова «Ребята с нашего двора», Л. Очаковская «Азбука на бересте», Агния Барто «Братишки», «По дорожке по бульвару»).
4. Детям – планету без войн.
«В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?…
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта. Юрий Волков
(Т. Яковлева «Мама! Где ты?», Я. Каменецкий «Дневник Миши Тихомирова», П.Демидов «Аркаша», П.Демидов «Сестры», А. Барто «Над морем звезды», Л. Трентьев «Тихий подвиг», Т.Тимошенко «Белая изба», Л, Графова «Отец», П. Гутионтов «Чистое поле», Л. Очаковская «Азбука на бересте»)
ПЕРВЫЙ БЛОК. 7 КЛАСС.
«ЖИВИ И ПОМНИ ЧЕЛОВЕК»
(Мы против войн на земле)
1. «Сороковые, роковые,
Свинцовые пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые»!
Д.Самойлов.
(С. Баруздин «Повторение пройденного», В.Кондратьев «Сашка», С. Никитин» Падучая звезда», К. Воробьев «Убиты под Москвой», К.Колесов «Самоходка № 120»)

ВТОРОЙ БЛОК. 5 КЛАСС.
ОБ УВАЖЕНИИ И СОСТРАДАНИИ
(О доброте, внимательности, доброжелательности и сочувствии)

1. «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким–нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием». Джон Рескин анг. публицист.
(Евгений Носов «Трудный хлеб», А. Платонов «Неизвестный цветок», Оскар Уайльд «Мальчик-
звезда»)
2. «Люди, у которых свое горе, умеют утешать других». Марк Твен.
(В.Крапивин «Мальчик со шпагой», «Всадник со станции «Роса», «Будь всадником сам», «Колыбельная для брата», «В ночь большого прилива», «Дети синего фламинго»)

ВТОРОЙ БЛОК. 7 КЛАСС.
ОБ УВАЖЕНИИ И СОСТРАДАНИИ
(О доброте, внимательности, доброжелательности и сочувствии)

3. «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которое мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их».
Альберт Швейцер. Немецко-французский мыслитель.
(А. Алиханов «Благие намерения», Ч.Айтматов «Белый пароход»)
4. Помогая Отечеству, страдая за детей и сострадая им, ударим же в колокол собственной совести, спросим себя: где мой сын, где моя дочь и кто же я на этом свете?
(А.Алиханов «Семейные обстоятельства», А.Алиханов «Солнечное затмение», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», А Приставкин «Кукушата или жалобная песнь для души»)

ТРЕТИЙ БЛОК. 4 КЛАСС.
МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ. КОГО ПРИРУЧИЛИ. Антуан де Сент Экзюпери.
(Защита природы – это воспитание любви к красоте и любви к труду)

1.Как бы придумать мне,
Из чего бы построить такое,
Чтобы пройти по Земле,
Не затронув ее покоя.
Не потревожить муравьев в траве,
Птицам переполох не устроить,
Как мне пройти по Земле?
Как мне ее успокоить.
А.Попов.
(Сухомлинский В. «Старый пес», Ю.Дмитриев «Здравствуй белка», «Как живешь крокодил», «Н.Романова «Дайте кошке слово», В.Биаки «Анюткина утка», «Приключение муравьишки»)

ТРЕТИЙ БЛОК. 5-6 КЛАССЫ.
МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ. КОГО ПРИРУЧИЛИ. Антуан де Сент Экзюпери.
(Защита природы – это воспитание любви к красоте и любви к труду)

1. «Человек, понимающий природу, - благороднее, чище». Л.М. Леонов.
(Ю.Дмитриев «Соседи по планете», Ю.Дмитриев «Зеленый патруль», К.Паустовский «Маша», Ю.Дмитриев «Большая книга леса», М.Пришвин «Неведомому другу», Н.Сладков «Лесной календарь», Н.Сладков «Бюро лесных услуг»)

ТРЕТИЙ БЛОК. 7 КЛАСС.
МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ. КОГО ПРИРУЧИЛИ. Антуан де Сент Экзюпери.
(Защита природы – это воспитание любви к красоте и любви к труду)

.1. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Л.Н.Толстой.
(Г, Троепольский «Белый Бим Черное ухо», Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»)

ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК. 4-5 КЛАССЫ.
РАДОСТЬ НАШЕГО ДОМА
(О величественном и хрупком мире детства)

1.«Ты не часто мне снишься,
Мой отчий дом,
Золотой мой, недолший век,
Но все то, что случилось
Со мной потом, -
Все отсюда берет разбег». А. Галич
Для каждого человека понятие «отчий дом» связано со своей семьей, своим домом, своей малой родиной, с детством. Родной дом, очаг – это целый мир, составляющий для человека материально-нравственный смысл жизни.
Свет отчего дома и тепло родного очага согревают человек и освещают его путь во всей жизни.
(Р.Погодин «Лазоревый петух моего детства», «Красные лошадки», «Синяя ворона», «Красная рыба», «Под голубой крышей»)
ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК. 6 КЛАСС.
РАДОСТЬ НАШЕГО ДОМА
(О величественном и хрупком мире детства)
1. а). Где и когда начинается чувство Родины, возникает интерес к другим людям, обществу, формируется душа? Раньше всего дома, в семье – если семья добра, отец и мать умны и человечны, терпеливы и откровенны.
б). «Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся». А. Мотерлан
(А. Алексин «Раздел имущества», «Домашний совет», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду», А Алиханов «Семейные обстоятельства», «Солнечное затмение», С. Михалков «Все начинается с детства», В.Голявкин «Мой добрый папа» )
ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК. 7 КЛАСС.
РАДОСТЬ НАШЕГО ДОМА
(О величественном и хрупком мире детства)

1. «Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам». А.С. Пушкин

«Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А.С. Пушкин

1.Как много на земле домов…
Как мало тех, куда мы ходим
А сколько среди них таких,
Где мы участие находим?!
Согреют душу там теплом,
Одарят мудростью великой…
Да, мало их, но есть они,
Иначе б Русь была безликой.
А в тех домах живет любовь,
Струиться радостью и светом,
И мы туда с тобой идем
За добрым словом и советом.
(А. Ремизова)
(М. Карим «Радость нашего дома», «Долгое- долгое детство», А. Мусатов «Дом на горе», Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»)
ПЯТЫЙ БЛОК. 4- 5 КЛАССЫ.
«У ТЕБЯ ЕСТЬ БРАТЬЯ»
(О дружбе между народами. Мы против терроризма)

«Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты///». С. Фурин

(А. Барто. «Китайчонок Ван-Ли», «Братишки», «Звенигород», «Твой праздник», «На заставе», «По дорожке по бульвару», Гафур Гулям «Ты не сирота», С. Лунева «Тамара», Якубов О. По следам Бен Ладена)

ШЕСТОЙ БЛОК. 4 КЛАСС.
«ДАВАЙТЕ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА С ПОЛУСЛОВА»
(О дружбе. Я и другие.)

.
1.Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка. Б.Г. Зигфрид. Немецкий историк и философ.
(Л. Пантелеев «Честное слово», В. Осеева «Волшебное слово», Носов Н. «Приключение незнайки и его друзей», В.Сухомлинский «Пионерское слово», Мексиканская сказка «Вежливый кролик», В. Сутеев «Мешок яблок», Л.Н.Толстой «Котенок», А. Барто «Вовка добрая душа).

2.«Я не знаю других признаков превосходства, кроме доброты» Людвиг Ван Бетховен.
(М.Ю.Лермонтов «У врат обители святой», Х.К.Андерсен «Девочка наступившая на хлеб», С.Есенин «Шел Господь пытать людей», Астафьев «Белогрудка»)

ШЕСТОЙ БЛОК. 5-6 КЛАССЫ.
«ДАВАЙТЕ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА С ПОЛУСЛОВА»
(О дружбе. Я и другие)

1.«Совесть – это наш внутренний судья» П. Гольбах.
(В.Астафьев «Зачем я убил коростеля?», Погорельский «Черная курица», В. Заходер «Помидор», В. Железников «Голубая Катька»)
2.Скромность украшает героя.
(А. Сент – Экзюпери «Маленький принц»,С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Н. Хмелик «Будущий олимпиец»)
3.«Какое наслаждение уважать людей» А.П. Чехов
(В. Сухомлинский «Рождение эгоиста», «Горячий цветок», «Сколько восходов я пропустил», А.П. Гайдар «Тимур и его команда»)

ШЕСТОЙ БЛОК. 7- 8 КЛАССЫ.
«ДАВАЙТЕ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА С ПОЛУСЛОВА»
(О дружбе. Я и другие)

2.В дружбе – правда. Народная поговорка.
«Трусость – мать жестокости». Мишель де Монтень.
(О. Гончар «Бригантина», Ю.Бондарев «Простите нас», В. Железняков «Чучело», «Чучело-2», В. Приёмыхов «Магия черная и белая», «Двое с лицами малолетних преступников», С.Алексеев «Медаль»)

Заключение:
Наша программа «Свет любви и милосердия» предполагает формирование широкого культурного кругозора учащихся нравственного, этического и эстетического вкуса.
Учителя, библиотекари - это проводниками культуры, не исключая, разумеется, семью, От них зависит каких нравственных принципов будет придерживаться человек в будущем, что он будет читать, сможет ли осилить творения классиков или ограничится листанием детективных романов.
Программа может усовершенствоваться, изменяться, опираясь на художественную литературу, на художественное слово.
Программа рассчитана на всех, кто работает с детьми.

«Свет любви и милосердия»

Библиотечная программа по воспитанию милосердия у детей
Календарный план работы
на 2013-2014 учебный год.

сентябрь октябрь ноябрь
Книжная выставка
«Милосердие на книжной полке»
Интерактивная игра по сказке В.П. Катаева «Цветик – семицветик».
«День пожилых – это не праздник, а день милосердия и доброты» книжная выставка.
Все мы разные, а Родина одна. (Ко дню народного единства). Знакомство с произведениями А. Барто «Братишки», «Звенигород», «Твой праздник», «На заставе», «По дорожке по бульвару», 4класс.
декабрь январь февраль
«Терроризма – угроза человечеству xxi века». Книжная выставка
Обзор газетных и журнальных статей. «Радость нашего дома» Презентация книги Альберта Лиханова «Семейные обстоятельства». «Эта не забытая далекая война»
Читательская конференция
по книге Владимира Осиповича Богомолова «Иван»

март апрель май
«Живи, родник, живи!»
Литературный утренник в 6 классах
Экологическая акция по сбору макулатуры.

Оформить в библиотеке книжную выставку «Любить природу – творить добро» Книжная выставка и обзор книг по теме:
«Ради жизни на земле»



«Эта не забытая далекая война»
Читательская конференция
по книге Владимира Осиповича Богомолова «Иван».

Примерный текст беседы по творчеству В. Богомолова.
Прозаик Богомолов Владимир Осипович родился 3 июня 1926 года в деревне Кириллово под Москвой.
Богомолов разделил типичную судьбу военного поколения. В начале Великой Отечественной войны юношей ушел на фронт. Он был воспитанником полка. В1941 году получил офицерское звание. Был ранен, награжден. Богомолову пришлось немало пройти фронтовых дорог. Это были – Подмосковье, Украина, Северный Кавказ, Польша, Германия, Маньчжурия. Демобилизовался Владимир Осипович в 1951 году.
Литературная биография Богомолова началась в 1951 году, когда была напечатана первая повесть «Иван». Это рассказ о трагической судьбе ребенка безжалостно оборванной войной, и о горькой беспомощности взрослых в попытке защитить мальчика от этой судьбы. Иван Буслаев не был похож на уже известных читателю «сыновей полка». Ни один из персонажей рассказа не может вырвать Ивана из всепоглощающей ненависти и желания мстить немцам за гибель родных людей.
Будущее мальчику виделось в возвращении с задания, чтобы снова уйти в тыл на опасную работу. «Ему ненависть душу жжет!», пишет автор.
Из рассказа мы видим, ребенок перечеркивает всякие представления о человеческих возможностях: Иван переплыл Днепр в условиях, не предусмотренных инструкцией для солдат, «… то, что он делает, и взрослым редко удается. Он один делает больше, чем разведрота».
Взрослые с кем соприкасается Иван, тяжело переживают трагическое несоответствие возраста Ивана с тем, что приходится ему делать. Мы видим из рассакза, как лейтенант Гальцев, разведчик Холин, Катасоныч, подполковник Грязнов, пытаются отправить Ивана в тыл, в суворовское училище, но Иван просто снова уходит» на ту сторону». Почему он уходит? Да! Потому что, «ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя…» Именно поэтому, никто не пытался назвать его уменьшительно-ласкательным именем, как ребенка, и звали его с огромным уважением, как равного, - Иван.
Стихотворение Верховского В. «Баллада о сынах полка.
Была война, давным - давно
До нашего рождения.
Ее мы видели в кино
Сжав губы, от волнения.
Шли в бой мальчишки на врага
И день Победы близили
Был целый полк сынов полка
А может быть дивизия.
Гремела сталь, ревел тротил
Ребят на бой с врагами
Никто не знал и не просил
Они просились сами.
Примерные вопросы для обсуждения повести В.Богомолова «Иван» (6 -7 кл.)

1.При каких обстоятельствах автор знакомит нас с главным героем рассказа?
2.Как автор рисует портрет Ивана, составьте словесный портрет.
3. Почему Иван вел себя дерзко и непочтительно с командиром батальона Гольским, почему он не стал рассказывать о себе ничего.
4. Чем объясняется таинственность появления Ивана в батальоне и его отъезд?
5. Расскажите о снаряжении и подготовке Ивана «на ту сторону».
а. Зачем одежда мальчика и продукты не были как у красноармейцев, а как у местных жителей?
б. Почему разведчики обулись не легкие и удобные советские сапоги, а натянули тяжелые, кованные немецкие?
в. «Сахар»! – шепчет «по два кусочка сахара старательно сосем». Зачем разведчикам в эти минуты нужен сахар?
6. Кто из героев книги вам особенно понравились и почему?
7. Что мы знаем о гибели 11-летнего разведчика Ивана Бондарева?
8. Какой конец вы бы придумали к рассказу и почему?
9. Подумайте, какой бы человек мог вырасти из этого мальчика, если бы он остался жить и какие подвиги мы совершили в мирное время?
Литература о жизни и творчестве В.Богомолова.
1. Бессмертный подвиг; Беседы о книгах. О Великой Отечественной войне. Для учащихся 4-6 классов М.: Книга., 1987.-64с.
2.Николаева С. Маленький большой солдат. Детская литература.-1990.- №5 –с.3-7
3.Энтин Б. Момент истины. - В мире книг.- 1975. №4 с.65-67.
4.Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе: Книга для учителя. /Сост. Е.П.Пронина. – М.: Просвещение, 1985.- 208с., ил.
Произведения В.Богомолова.
1. Богомолов В.О. Иван. Зося. М.: Детлит., 1985.- 127с., ил.
2. Богомолов В. Избранное.- М.: Дружба народов, 1996.-544с.
3 Богомолов В. Момент истины
4. Богомолов В.В августе 44.

Читательская конференция по книге Анатолия Приставкина
«Кукушата или жалобная песнь для успокоения души».
1.Слово библиотекаря о писателе.
Приставкин Анатолий Игнатьевич родился в 1931 году в Люберцах Московской области. В 1959 году окончил литературный институт имени М. Горького, в этом же году были опубликованы его маленькие рассказы. Это новеллы о суровом детстве.
Затем печатаются его повести «Мои современники» в 1959 году, «Три жизни» в 1960 году, «Рожденному жить в 1963 году. Эти повести посвящены труду молодежи на таежных стройках.
В 1971 году вышла повесть «Солдат и мальчик», в которой нашла отражение тема – дети, война, строительство.
Эта тема была продолжена в двух последних повестях «Ночевала тучка золотая» и «Кукушата или жалобная песнь для успокоения души».
Эти повести о нашей недавней истории, о судьбе поколений 30-40 годов, о зле, насилии, о попытках противостояния им. Они о детях, об ответственности взрослых за них, эти две повести – реквием.
Вопросы для обсуждения повести А.Приставкина «Кукушата или жалобная песнь для успокоения души».
Цитата:
«Я рассказываю о тех,
Кто уже о себе никогда
не расскажет»
А.Приставкин.
1.Какой период жизни нашей страны изображении в почести? То такие кукушата? Какая атмосфера царила в Детском доме?
2.Как вы понимаете слова Сергея Егорова: «Мы из «спеца», и это въелось в нас как клеймо, и на всю жизнь. Нас и дальше ждут всякие «спецы», «спецучилища», «спецремеслуха», «спецколония», «спелагерь».?
Почему эти дети оказались отвергнутые обществом?
3. Какую роль в жизни ребят сыграли: Маша, поездка в Москву, слова: «Вы почки могучего дерева…Вы нужны»?
4. Кто был виновником злодеяния, которые творились в стране: в режимном детдоме? Что знал Сергей Егоров о Сталине, который, по его мнению, единственный был невиновен?
5. Почему Сергей не захотел менять свою судьбу, уезжать с Машей?
Согласны ли вы с Сергеем, что все в «спеце» живут: и москвичи и Сталин, и никуда ехать не надо?
6. Почему в детдоме возник бунт? Как случилось, что справедливый Мотя, у которого «все люди хорошие», стал стрелять в людей?
7.Какой смысл имеет сон Сергея про пионерский лагерь, единственное слово немой Сандры «жалость»?
8. Почему все кукушата погибают? Жалеет ли автор своих героев? Почему в эпилоге он их оживил?
Литература:
1. Приставкин А. Автограф. – Учительская газета. -1990 №17 с.12.
2 Приставкин А. Хотел ли я, чтобы ты плакала. – Пионер 1989. № 11
3 Кукушата или жалобная песнь для успокоения души. – Юность 1989.№ 11-12.
4. Момент личной ответственности. Встречи с писателем. – Советская культура.- 1988.- 23 января.

Книжная выставк
«Милосердие на книжной полке»
1 раздел: «Детство, опаленное войной»
Цитата:
«…Шли в бой мальчишки на врага
И день Победы близили
Был целый полк сынов полка
А может быть дивизия.
Гремела сталь, ревел тротил
Ребят на бой с врагами
Никто не знал и не просил
Они просились сами»
Верховский В.
2 раздел: «ХХ1 век – век мира дружбы между народами»
Цитата: Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи! Яна Дубенская.

3 раздел: «Россия, Русь! Храни себя, храни»
Цитата:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста! Н.Рубцов.
4 раздел: «Дети – это чудо света»
Цитата:
«…Мы пред будущем в ответе:
Наша радость боль и грусть,
Наше будущее – дети.
Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях - наша сила,
Внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они» Г.М. Забелина.
5 раздел: «День пожилых – это не праздник, а день милосердия и доброты»
Цитата:
Для веселых весенних ветвей
Корни более чем родня…
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня… Л.Татьяничева.

«Человек должен украшать землю»
Обсуждение рассказа К.Паустовского «Маша».
Цели и задачи:
• Нас окружают воздух, вода, леса, луга, степи, растения и животные. Без этого окружения просто невозможна наша жизнь и деятельность. Вот поэтому мы должны бережно и любовно относиться к природе и ее богатствам. Воспитание в детях нового осознанного отношения к окружающей среде.
• Через лучшие произведения художественной литературы воспитывать в детях милосердие, доброту, вызывать сочувствие к другому человеку, к природе, ко всему живому.
• Воспитывать чувства уважения, заботливого отношения к окружающей природе.
Оформление зала:
1. «Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля»
К.Паустовский.
2. «Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее».
И.С. Тургенев.
3.Человек, который понимает природу,- благороднее, чище».
Л.М.Леонов.
4. «Человек должен украшать землю».
М.А.Шолохов.
Стенды:
1. выставка рисунков о природе.
2. Поэты о русской природе.
3.Художники о русской природе.
Цитата:
…Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
А.С.Пушкин


Слово библиотекаря о писателе:
К. Паустовский родился в 1892 году в Москве, в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистик. Отец не уживался долго на одном месте. После Москвы он служил в Пскове, в Вильно и, наконец, прочно осел в Киеве.
Учился в Киеве, в классической гимназии. Когда он был в шестом классе, семья их распалась, и с тех пор Константин должен был сам зарабатывать себе на жизнь и ученье.
В последнем классе гимназии он написал свой первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале «Огни». Это было в 1911 году.
С тех пор решение стать писателем завладело им крепко. (продолжение смотри в книге К.Паустовский «Повесть о лесах».)

Почему Паустовского так любят дети и подростки? Да потому, что его талант обладает свойством, которое присуще волшебному перстеньку – стальному колечку девочки Варюши из села Маховое. Паустовский умеет разглядеть поэзию даже там, где мы ее не видим, заставить все краски мира засветиться, все ветры прошуметь, все птичьи голоса прозвучать. Поэзия нашей жизни, нашей природы, наших песен и сказок, поэзия дружбы, подвига, поэзия раздумья, поэзия узнавания – вот стихия творчества Паустовского.

Обсуждение рассказа «Маша»
Ведущий:
-Какова композиция рассказа «Маша»? Из каких частей состоит рассказ?
Учащиеся: Рассказ состоит из трех частей. В произведении есть описания, авторские отступления. Это описание питомника весны, повествование о том, как Тихон Петрович ждал весну, как ждут охотники и рыбаки. (описание питомника зачитывается)
Ведущий:
Назовите главных героев рассказа.
Учащиеся:
Это Тихон Петрович, который работал в плодовом питомнике в небольшом районом городе Разговорово. Он давно уже славился на всю округу как опытный и смелый садовод. «Это наш Мичурин, - с гордостью говорили о нем жители городка «. Да одна только беда, - за делом как–то позабыл обзавестись семьей и живее бобылем. И Маша, которую он встретил вместе с ее сестрой и пригласил жить к себе.
Ведущий:
Чем занимаются главные герои рассказа?
Учащиеся:
Тихон Петрович долгими зимними вечерами готовится к весенним работам в саду, перебирает семена, пишет «Руководство к выращиванию плодовых деревьев, кустов и цветов». Тихон Петрович преданный своему делу человек, он смелый и опытный садовод. Он стонал и морщился, когда видел не то, что сломанную ветку или цветок, а даже помятую траву.
Тихон Петрович бережно относится к деревьям, птицам. Растениям. Ему становится больно, когда он видит сломанную ветку или цветок. Весеннего тепла Тихон Петрович ждал не столько для себя, а сколько для своих питомцев. Он называл свои растения «древесным семейством». Своей семьи у Тихона Петровича не было.
Ведущий:
Что произошло с наступлением весны, какие перемены произошли в жизни у Тихона Петровича.
Учащиеся: С наступлением весны Тихон Петрович поехал в город по делам питомника и за рассадой. На обратном пути он встречает худенькую, бледную, любопытную девочку Машу и ее сестру. Пригласив их жить к себе, жизнь Тихона Петровича резко изменилась.
Ведущий:
Прочитайте несколько отрывков из рассказа. (дети выразительно читают).
Ведущий:
Вторая часть называется «Встреча». Почему?
Учащиеся:
Во второй части действительно произошла встреча Тихона Петровича с Машей и ее сестрой.
Ведущий:
Как вы относитесь и понимаете слова Маши «… а я бы так вытащила, не за мед»?
Учащиеся:
Машенька любила и понимала природу. Она знала, что все живое надо беречь, а пчелу спасать не за мед, а чтобы сохранить ей жизнь.
Потому что Маша добрая и умная девочка.
Ведущий:
Как бы вы озаглавили третью часть рассказа?
(Учащиеся инсценируют любой отрывок третью часть рассказа)
Ведущий:
Объясните слова Архипа: «Богатое солнце у тебя, Тихон Петрович. И где это только ты раздобыл такую рассаду? Ведь вырастет - не налюбуешься?» Какие слова употреблены в переносном смысле?
Учащиеся: Архип говорит о добром сердце и человеколюбии Тихона Петровича. Слово «рассада» употреблено в переносном значении: Архип так называл Машу, потому, что Тихон Петрович любил ее и лелеял так же, как свой сад.
Глубинный смысл этих слов - умение жить в гармонии с миром и людьми, с природой.
Ведущий:
Чем же прекрасен Тихон Петрович?
Учащиеся:
Тихон Петрович прекрасен открытостью, добротой, умением создавать вокруг себя мир гармонии и согласия. Он прекрасен своими добрыми делами и трудом.

Константин Паустовский по преимуществу лирик, и проза его лирическая. Писатель выражает свое отношение к миру. Это отношение складывается из чувств благородных и чистых