Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеатнинский детский сад» Атнинского муниципального района Республики Татарстан

«Наш маленький друг»
(занятие по экологии в средней группе с элементами методики ТРИЗ)



Воспитатель высшей квалификационной
категории
Марданова Раиса Габдрахмановна

2014 год
Пояснительная записка.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Средний дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Программное содержание:
Познакомить детей с пауком. Расширять знания детей о пауках.
Формировать представление о том, что в природе нет ненужных и бесполезных животных, у каждого из них есть своя среда обитания.
Увлечь детей маленьким, но интересным миром, в котором живут эти существа.
Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину и не убивайте пауков».
Воспитывать бережное отношение к любым животным.

Материал: Дидактическая игра: «Кто где живет», альбом «Жалоб¬ная книга природы», альбом «Правила поведения в приро¬де», фотография или картинка с изображением паука. Иг¬рушка «Паук».


Ход занятия.

Дети входят в группу, встают в круг.
Хоровод со словами песни «Весняночка»:
Стало ясно солнышко припекать, припекать.
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать.
Журавли вернулись к нам опять, к нам опять.
Воспитатель: Какое настроение вызвала у вас эта песня?
О чем она?
О каком времени года поется в этой песне?
(если дети затрудняются с ответом можно использовать загадку)
Если птички прилетели,
Песню весело запели.
Солнце ласково пригрело.
Значит к нам пришла .....(весна)
Воспитатель: Какие изменения происходят весной?
(дети перечисляют признаки весны : о появлении насекомых, о прилете птиц и т.д).
Чтение стихотворения о весне:
Наконец пришла весна,
Ель, береза и сосна,
Сбросив белые пижамы,
Пробудились ото сна.
(Игорь Шандра).
Воспитатель. Подойдите к окошку. На дворе апрель. Апрель - месяц первых цветов и последнего снега. В апреле весна все пере¬делывает на свой лад. Каждый день новости. Новые звуки, шорохи, краски. Просыпается вся природа, и вместе с ней просыпаются и наши маленькие друзья — насекомые.
В нашу жалобную книгу природы поступила новая жа¬лоба. Я ее прочитаю, а вы догадайтесь, от кого она. «Кого называют мерзкими тварями? Нас, пауков. Говорят, мы от¬вратительны и безобразны. Пойдут в лес за ягодами, гриба¬ми, запутаются в паутине - оказывается, мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ло¬вим, чтобы они у вас над ухом не жужжали.
Вам ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для вас это забава - а для нас беда».
- Ребята, догадались, кто нам жалуется?
Дети отвечают.
Воспитатель. Паук - животное нередкое, люди часто не замечают его, считают его ненужным, или даже вредным. Но оказы¬вается, паук - очень интересное животное. Я помогу вам лучше его узнать.
Сегодня Ридиля Хайдаровна мыла полы и отодвинула шкаф, а там - паутина и её хозяин — маленький черненький паучок. У Ридили Хайдаровны доброе сердце, и она не стала его обижать. Знаете, что она сказала?
«Он живой, а значит, имеет право на жизнь!»
А вот и наш паучок, который жил у нас за шкафом. Хотите его посмотреть? (Паучок находится в стеклянной банке.)
Дети вместе с воспитателем садятся на ковер и рассмат¬ривают картинки с изображением паука и паука.
Воспитатель. Многие дети, да и взрослые, боятся пауков, считают их страшными и вредными. Но давайте подумаем, разве паук нападает на людей? (Нет.) Он их кусает? (Нет.)
- Посмотрите, какой он забавный, живой! Если в нашем сердце живет доброта, то неужели нам, сильным и большим, нужно его обижать?
Паук - это не насекомое, ведь у насекомых шесть ног, а у паука - восемь. Голова и грудь слились вместе. У пауков восемь глаз, все они расположены парно. Благодаря этому, паук может видеть все, что происходит вокруг него, не поворачивая го¬ловы.
Вы видели когда-нибудь в лесу красивейшую паутинку, созданную пауком?
Сколько труда, умения, ловкости ему надо, чтобы сплести эти удивительные кружева! Кто еще так умеет?
Ребята, а зачем он плетет паутинку?
Как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?
Дети отвечают.
Воспитатель. На брюшке у пауков есть паутинные бугорки с не¬сколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, кото¬рая на воздухе твердеет и превращается в нить.
Дети, для чего нужна пауку нить?
Эти нити служат разным целям: некоторые виды пау¬ков ткут пеленки для откладываемых яичек. А когда паучата выводятся, паутина становится гнездом.
Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Или самолетиком - ветер подхватит паутину с паучком и перенесет ее в другое место.
Но главное назначение - сеть-ловушка для вредных насекомых. Уничтожая их, пауки приносят пользу людям. Паути¬на может показаться брошенной. Паука в ней нет, но на са¬мом деле он притаился поблизости и ждет, когда в сеть попадется добыча. О том, что сеть с добычей, паук узнает по дрожжанию сигнальной нити, которая тянется от середи¬ны паутины к месту засады. Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейким, веществом.
Ребенок. Я знаю стихотворение про паука:
Диво дивное - паук
Восемь ног и восемь рук
Если надо наутек - выручают восемь ног.
Сеть сплести за кругом круг
Выручают восемь рук
Если злится на кого, то
Словно все кругом враги,
Спину горбит,
Смотрит люто,
Значит, встал не с той ноги.
Воспитатель. Такое веселое стихотворение написал С. Я. Маршак о паучке.
Ребята, вы устали? Сейчас мы с вами разомнемся.
Дети выполняют приседание с изменением скорости под счет.
Воспитатель. Подойдите к столу. Видно, здесь рисовал неаккурат¬ный художник. Сколько клякс он наделал! Посмотрите вни¬мательно и выберите кляксу, которая больше похожа на паука.
Дети находят кляксу, объясняют, почему выбрали имен¬но ее.
Воспитатель. Каждый из вас нарисует ножку, их должно получить¬ся восемь.
Дети. Каждый берет фломастер и рисуют ножки.
Воспитатель. Молодцы, теперь это настоящий паук. У каждого животного в природе есть место, где ему удобнее жить. Возьмите карточку, на ней изображены три среды обитания. Положите значок, обозначающий паучка, туда, где, по-вашему, легче было бы жить пауку.
Дидактическая игра: «Определи среду обитания».
Воспитатель. Представьте, что на нашей планете исчезли все леса. Где бы тогда поселился наш паук?
Подойдите, пожалуйста, ко мне. Представьте, что вы ма¬ленькие паучки. Вам задание: нужно сплести сеть. Возьмите нити и начинайте работать. Не забывайте, паутину нужно плести очень аккуратно.
Дети берут подготовленные нити и плетут паутину.
Воспитатель. Ребята, у вас получилась такая красивая паутина, что в ней решил поселиться вот этот паучок (игрушка- паук). Сегодня мы узнали, кто такой паук, какую пользу он приносит.
Воспитатель с детьми приходят к выводу, что паучка надо выпустить, отпустить в подвал, пусть там мошек ловит.
Воспитатель. Ребята посмотрите в наш альбом «Правила пове¬дения в природе» и запомните такое правило: «Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков».
Скоро мы с вами будем ходить в лес, я вас очень прошу, будьте внимательны, выполняйте это правило. А сейчас споем!
Дети:
Рано утром я встаю, делом занимаюсь.
За день быстро устаю, сеть плету стараюсь.
Раз кружок, два кружок.
В сеть попалась мушка
Для зевак и растреп
Хороша ловушка.
Все притихло на дворе, и в лесу стемнело:
Завтра утром на заре я возьмусь за дело.
Раз стежок, два стежок,
Хороша работа!
И не трогай меня, мне нужна работа.


Список литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128с.
Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 120с.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 96 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 168 с.
Соломенникова О.А.Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, .2007.
Малыш в мире природы. Кроха Автор/составитель: Коробова M.B., Белоусова Р.Ю.Издательство: Просвещение, 2006
Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Автор/составитель: Зенина Т.Н. Издательство: Педагогическое общество России, 2007.
Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. Автор/составитель: Голицына Н. Издательство: Мозаика – Синтез, 2005.