«В гостях у жителей Подводного царства».
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
1. МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ»
2. Сценарий внеклассного мероприятия «В гостях у жителей Подводного царства»
3. Демидова Любовь Сергеевна, высшая категория, учитель.
4. 2013 г.

Сценарий внеклассного мероприятия «В гостях у жителей Подводного царства».
Цель: привлечь внимание к «голубому золоту планеты» - подводному миру; воспитывать бережное отношение к природе; развивать творческие способности учащихся.
Оформление помещения, где проходит праздник, имитирует морские глубины: морские водоросли, обитатели вод (рыбы, осьминоги, морские звёзды), подводные гроты, презентация и т.д.
Дети под музыку входят в зал. У входа их встречает «стража» - ребята, одетые в костюмы морских коньков (зелёные или коричневые костюмы), на голове – шапочки в форме силуэта морского конька, в руках – пики в виде стрелолиста. Как только дети занимают места, морские коньки выстраиваются перед сценой, приветственно поднимают пики и трижды ударяют ими о пол. Появляется одна из ведущих – Жемчужница.
(Слайд 1).
Жемчужница. Здравствуйте, дорогие гости! Я, Жемчужница, рада вас приветствовать и видеть вас в нашем подводном царстве! Знаю, привело вас сюда желание узнать как можно больше об обитателях голубых просторов. Добро пожаловать!
Первый морской Конёк. Здесь вы встретите много диковинных растений и таинственных живых существ.
Второй морской Конёк. Наш подводный лес – край загадок и чудес. Чтобы в лесу не заблудиться, надо дружно потрудиться. Готовы ли вы, ребята, к такому путешествию?
Вбегает Ёршик – вопросик. (На тёмном костюме большой круглый воротничок с чешуйками. На груди от воротника до пояса прикреплён знак вопроса – аппликация из белой плотной бумаги. Головной убор: на голубой полоске бумаги, которая крепится вокруг головы, - ярко раскрашенный ёршик.
Ёршик. Что случилось? Где я? Почему в нашем подводном царстве так шумно? Что? Где? Почему?
Жемчужница. Успокойся, малыш! Эти ребята – наши друзья. Они уже прочитали много книг о подводном мире, но хотят знать ещё больше. Давай им поможем. Но вначале познакомься с ребятами.
Ёршик. Здравствуйте, ребята! Я – Ёршик. Но почему – то все меня зовут «Вопросик». Вы не догадывайтесь почему? Я очень быстрая рыбка. Много плаваю, много вижу и чем больше вижу, тем больше хочу знать. Вот я и задаю вопросы. Это так интересно! Правда, морские Коньки надо мной смеются. Они любят подолгу оставаться на месте, закрепившись своим хвостом за водоросли, и, удобно на них устроившись, часами остаются в неподвижном состоянии. У них хвост – это якорь. (Показывает на Коньков, которые уселись на край сцены).
Жемчужница. Не обращай внимания, малыш, пускай они смеются. Лучше посмотри , под каким девизом провели ребята поиск интересного материала: «Если будешь ты любознательным, то будешь многознающим».
Ёршик. Замечательные слова. Я хочу много знать. Вот только беда, читать я не умею, а здесь так много интересных книг.
Жемчужница. Зато эти книги прочитали ребята и сумеют ответить на твои вопросы, как бы много их не было.
Ёршик. Хорошо! Тогда послушайте, ребята, мои вопросы.
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины,
Имеет он огромный рост,
И глазки чуть видны. (слайд 2)
(слайд 3).Сколько лет может прожить щука? (До 300 лет).
Какой величины родится щурёнок? (Размером с полспички).
А как определить, сколько лет рыбе? (Можно узнать по чешуе. Чешуйка растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом пищи много и колечки на чешуе широкие, а зимой колечки узенькие, как полосочки.
Ребята, а вы, может, и пословицы морские знаете?
(Дети называют.)
Где щуки нет, там карась хозяин.
Снимай ерша с крючка не спеша.
На широкой речке рыба в узких местах, на узких – в широких
В глубокой речке лови на мели, в мелкой – в омуте.
Ищи леща у хвоща, а ерша – у камня.
Какой рекой плыть, ту и воду пить.
Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.
Жемчужница. Молодцы, ребята! Хорошо справились с вопросами Ёршика. Доволен ли ты, Ёршик, ответами ребят? Они хотят рассказать тебе о жителях море и океанов.
Ученики. Разнообразен живой мир морей и океанов. Ученые считают, что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане. (слайд 4)
В настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих - киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы - белые акулы, прозванные «морскими разбойниками», наводят ужас на всех водных обитателей. Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения маленьких рыбок как добычи.
Жемчужница. - А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы словесной викторины.
1. Эта рыба-разновидность сазана, которую разводят в прудах. (Карп)
2. Промысловая рыба, про которую говорят: «Как… в бочке» (Селедка)
3. Хищная большая рыба, обитает в океане. (Акула)
4. Морская рыба с плоским телом. (Камбала)
5. Про него написали, что ОН «Премудрый… » (Пескарь) (слайд 5).
Жемчужница. -Молодцы!
А знаете ли вы для чего рыбам чешуя? (слайд 6).
(Тело у рыб мягкое. Для его защиты требуются твердые чешуйки. На самом деле чешуя – это часть рыбьей кожи. Чешуйки свободно скользят друг по другу, поэтому рыба может двигаться. )
А знаете ли вы, что у рыб есть уши?
(Когда рыба слышит голос или чьи- то шаги, она стремиться уплыть поближе ко дну. Хорошим слухом рыбы обязаны ушам, расположенным по бокам головы, однако рыбьи уши, в отличие от человеческих, снаружи не видны. )
Как рыбы присматривают за своими детьми? (слайд 7).
(Большинство рыб мечут икру и больше не заботятся о потомстве. Вылупившись из икринки, малек сам должен добывать себе пищу. Но существуют рыбы, которые держат своих мальков во рту, чтобы защитить их от врагов. )
Почему рак - отшельник меняет домики? (слайд 8).
(Рак - отшельник не имеет собственного домика. Он находит пустую раковину и поселяется в ней. Когда рак вырастет, он ищет раковину побольше.)
Зачем раку клешни?
(Клешни раку нужны, чтобы ловить рыб, головастиков и других мелких животных. Если рыба попалась крупная, краб отщипывает от нее кусочки при помощи маленьких клешней. Так ему легче есть. Если добыча мала по размеру, рак заглатывает ее целиком.)
Знаете ли вы, что морская звезда отращивает новую конечность взамен утраченной? (слайд 9).
(Если у морской звезды оторвался один из лучей, на его месте вырастает новый. Морская звезда - сильное животное. Если оторвать все лучи, они все равно отрастут. Это происходит, даже если звезду разрезать пополам. Их одного отдельного луча может вырасти целая звезда.)
Ёршик. Да, как интересно, даже весело стало и захотелось поиграть.
Жемчужница. Пожалуйста! Игра называется «Капризная ноша» Играют 2 команды по 5 человек. Перед каждой командой – озеро. На расстоянии 5 шагов от него – второе. В первом озере плавают безымянные рыбки. Каждый член команды «ловит» рукой рыбу, подписывает карандашом название, громко произносит его, кладёт её на палку и несёт её в другое озеро и выпускает. Бегом возвращается, передаёт карандаш второму игроку и т.д. Побеждает та команда, которая, не повторив названия рыб, быстрее перенесёт всех рыб.
Ёршик. Хоть и весело, друзья, но в дорогу нам пора. Прокатиться бы нам в глубины морские, в гости к морской звезде. Да вот вопрос - на чём?
Первый морской Конёк. Эй, ребята – молодцы! Долго ли нам сидеть? Прокатим гостей по морским просторам. (Пара коньков делают из рук «стульчик», на который сажают малыша и переносят его под музыку на другой конец зала к морской Звезде.)
Морская Звезда. Добрый день всем сказать хочу. И порадоваться встрече. Как добрались? Не заблудились? Ведь мои владения в 2,5 раза больше суши. Но человека давно влекут тайны глубин, и. может быть, настанет тот день, когда он построит себе жилище под водой. Представим себе это на минутку. Под водой города и посёлки. На грядках – капуста и огурцы, в живых уголках – попугаи, в лесах – ежи и лисы, у домов – коровки и бычки. И для умелых рук всё найдётся: игла, пила, молот. Так как это будут мирные жители, то меч и саблю они сдадут в музей на хранение. Весело будут сиять солнце и луна, щебетать ласточки.
Ёршик. Спасибо, морская Звезда, за интересный рассказ. Ребята, о каких обитателях моря рассказала морская Звезда?
(Дети называют и демонстрируется слайд 10,11: морская капуста, морской огурец; рыбы: попугай, ежа, лису, бычка, коровку, пилу, молот, меч, саблю, луну, ласточку)
Морская Звезда. Вы мне очень понравились, ребята. Я приготовила для вас сюрприз. Да где же он? Морские Коньки, вы не видели?
Из – за сцены высовывается клешня, появляются Рак и Щука.
Рак. Не видать вам сюрприза. Это мы, водяные разбойники, похитили его.
Щука. Мы спрятали его надёжно и зорко будем стеречь.
Морская Звезда. Что же нам делать? Как узнать, куда спрятали они сюрприз?
Ёршик. А я вот что придумал. Надо отвлечь внимание разбойников и поискать сюрприз. Предлагаю поиграть в игру «Весёлый художник».
Выходят 2 ученика. Им завязывают глаза и подводят к мольбертам.
Жемчужница. Возьмите мелки, нарисуйте глаз рыбы. Сделайте поворот кругом. Нарисуйте плавник. Присядьте. Нарисуйте тело рыбы. Сделайте два шага назад и два шага вперёд. Нарисуйте хвост. Откройте глаза. Какие весёлые рыбки получились.
Морская Звезда. Ребята, а в каком произведении действуют наши разбойнички? (Басня И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»). Давайте прочитаем её в лицах.
Щука. Оказывается, это очень интересно – слушать про себя. А не знаете ли вы ещё чего – нибудь про меня?
Ученик читает рассказ «Заслуженная щука».(слайд 12).
«Жила-была в озере Щучьем известная всем щука. Не размером она была знаменита, а своей неуловимостью: то в корягу леску запутает, то зубами перехватит. Уж столько рыболовов за ней охотились – всё впустую. И вдруг всё разом кончилось. Суровая и малоснежная выдалась зима. Вода чуть не до дна промёрзла. Много рыбы задохнулось подо льдом. Когда лёд растаял, нашли на мелководье заслуженную щуку. Девять блёсен впилось ей в морду. Вот сколько рыболовов перехитрила щука. Очень жалели рыбаки, что не спасли щуку зимой.
Морская Звезда. Ребята, а вы не знаете, как можно было спасти щуку и других рыб в водоёме?
Щук. Ах, какая грустная история. Ведь зря меня люди бранят. Я тоже пользу приношу, хотя и зовусь хищницей. Я подводный санитар .т.к. уничтожаю заболевшую рыбу и так очищаю водоёмы.
Рак. Что ты так расхвасталась! Подумаешь, ребята про тебя много знают. Зато они о других рыбах ничего не знают. Вставайте. Если я буду называть морскую рыбу, вы должны поднять руки вверх и хлопнуть в ладошки, если я назову пресноводную рыбу – присесть. А я вас буду путать.
(слайд 13: вьюн, треска, судак, зубатка, бычок, язь, лещ, камбала).
Рак. Плохи мои дела. Ребята сумели отличить морские рыбы и пресноводные. Может, вы и аквариумных рыб знаете?
Морская Звезда. Они не только знают, но и нарисовали их. (Демонстрируют рисунки).
Рак. Книги читают, загадки разгадывают, играть умеют. Только петь, наверное, не умеют.
Ёршик. Ошибаешься, Рак. Умеем мы петь.
Дети поют и инсценируют песню «Коля – рыболов» сл. Л. Шишко, муз. Б. Киянова
Рак. Подумаешь – песни петь. Пока пели, у вас не стало одного друга.
Ёршик. Ребята, беда у нас! Кого они похитили? (Жемчужницу). Что будем делать? Пойдём спасать Жемчужницу.
Дети находят коробку с песком и записку с загадкой.
Кто идет ногой и слушает ногой? (Слайд 14)
Морская Звезда. А какое отношение могут иметь песчинки к Жемчужнице? (Когда песок попадает в жемчужницу, вокруг неё и вырастает жемчужина).
Значит, мы на верном пути.
Звучит музыка, и выходит Жемчужница. Она несёт огромную раковину.
Жемчужница. Спасибо вам, друзья. Хочу вас отблагодарить. Примите от меня подарки.
(Открывает ракушку. В ней – книги, рыбки, ракушки, морские камешки).
Звучит песня «По морям».

У вас нет прав для создания комментариев.