«Знакомство детей дошкольного возраста с татарским фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием»
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Росинка» г. Нурлат Республики Татарстан

 

«Знакомство детей дошкольного возраста с татарским фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием»

 

                                                                   Подготовила:Гаязова Гульнара Шаяхметовна                                  

Г.Нурлат,2022

Фольклор - это устное народное творчество. Ставя перед собой задачу познакомить детей с татарским фольклором, я на своих занятиях стремлюсь дать детям представление о татарских народных песнях, плясках, хороводах, стараюсь познакомить детей с элементами некоторых доступных пониманию современных детей народных обрядов и праздников.

Жизнь народа в далеком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года.

   В татарских народных обрядах и праздниках есть такие моменты, которые можно использовать с целевой экологической направленностью. Например, на весеннем фольклорном празднике «Науруз» мы просим дождя, чтобы быстрее растаял снег, позеленела трава, деревья.Ана празднике “Карга боткасы” дети должны собирать крупу и сварить кашу. Когда готовимся к этому празднику мы объясняем детям, откуда берётся зерно.Такие моменты фольклорных обрядов можно очень широко использовать с целью воспитания у детей любви и бережного отношения к природе.

Проблема взаимосвязи экологии, детского воспитания и приобщения детей к татарскому фольклору – тема для меня очень интересная. В дальнейшем я планирую организовать, чисто экологические по содержанию праздники, такие как “День леса”, (Урман көне), “День Земли”, (Җир көне)  “Праздник животных” ( Хайваннар бәйрәме).

Я увлеченно занимаюсь ознакомлением наших детей с татарским фольклором, который, как я убедилась, тесно связан с природой и природными явлениями, поэтому стараюсь построить наши фольклорные праздники так, чтобы в них красной нитью проходила тема любви и бережного отношения к родной природе.

В нашем детском саду МАДОУ «Детский сад №4 «Росинка» г.Нурлат РТ проводятся ежегодно следующие праздники: «Науруз», «Сабантуй», «Аулак өй», «Карга боткасы», “Сөмбелә” проводит эти праздники воспитатель по обучению татарского языка Гаязова Г.Ш. совместно с воспитателями и музыкальным руководителем. Праздник Сөмбелә мы провели в октябре и дети с большим желанием участвовали на этом празднике.Рассказывали стихи на татарском языке,танцевали и играли в разные игры.Они узнали много нового и интересного о родной природе, об обычаях и праздниках татарского народа, жизнь которого была тесно связана с природой. Фольклорные праздники очень любимы детьми. Готовясь к фольклорным праздникам, мы много рассказываем детям о красоте родной природы, с которой неразрывно связано все народное творчество, постоянно напоминаем о бережном отношении к ней.

У татарского народа ещё много интересных праздников и обрядов, доступных детскому пониманию, а главное то, что они учат добру, любви к Родине и родной природе.

 

«Татарский национальный праздник «Сөмбелә»

Тема: Татарский национальный праздник «Сөмбелә»

Задача : Воспитывать интерес к татарской культуре.

Познакомить детей с национальным праздником «Сөмбелә».

Волк, Шурале, Ведущий, Сюмбеля, корзины, овощи (лук, морковь, капуста, картофель, маски, «Листья».)

Ход праздника :

Ведущая:

Урман-кырларга

Килде матур көз,

Җәй үтте дип

Укенмибез без.

Стихи в исполнении детей:

Ильвина:

Уңыш җыелды,

Аккошлар китте.

Матур көз ае

Килеп тә житте.

Софья:

Апа безгә артыбыздан

Шыбыр-шыбыр кем дәшэ?

Кемдэ дәшми, көзге яңгыр

Зонтик белән сөйләшә.

Василиса:

Көз, көз, әйт әле

Кәрзинеңдэ ниләр бар?

Кәрзинемдә сары, кызыл.

Алтын матур төсләр бар.

Анастасия:

Көз килде,

Үләннәр саргайды.

Сап-сары яфраклар

Жиргә сибелде.

Под музыку выходит Сөмбелә (Звучит музыка)

Ведущая:Балалар кем килгән безгә?Бигрәк матур.

Сөмбелә: Исәнмесез,балалар! Исәнмесез,кунаклар!Мин Сөмбелә.Мин сезгә көз бәйрәме алып килдем.Көз безгә буш кул белән килми,ә үзе белән салкын җилләр һәм яңгырлар алып килә.Ә яфраклар нинди матур,сары,кызыл төстә,ә гөмбәләрнинди,искиткеч! Иң мөхиме уңыш,аны вакытында җыеп алырга кирәк.

Песня «Бар матур бакча»

Бар матур бакча

Анда кишер үсә.

Менә шундый, кишер зур,

Менэ шундый кечкенә.

Кишер, кишер кил әле

Биеп, биеп кит әле.

Әллә-ләәл-лә

Биеп, биеп кит әле.

Бар матур бакча

Анда кәбестә үсә.

Менә шундый, кәбестә зур,

Менэ шундый кечкенә.

Кәбестә, кәбестә кил әле

Биеп, биеп кит әле.

Әллә-ләәл-лә

Биеп, биеп кит әле.

Бар матур бакча

Анда кишер үсә.

Менә шундый, кишер зур,

Менэ шундый кечкенә.

Кишер, кишер кил әле

Биеп, биеп кит әле.

Әллә-ләәл-лә

Биеп, биеп кит әле.

Бар матур бакча

Анда чөгендер үсә.

Менә шундый, чөгендер зур,

Менэ шундый кечкенә.

Чөгендер,чөгендер кил әле

Биеп, биеп кит әле.

Әллә-ләәл-лә

Биеп, биеп кит әле.

А теперь давайте будем веселиться, ведь я принесла вам мою любимую игру- «Покажи-ка, Сюмбелә! ». Встанем в большой и дружный хоровод.

Сюмбелә: Встанем в большой красивый круг.

Ведущая:Гөмбәләр биюе.

Урмандагы аланда,

Тәмле гөмбәләр үсә.

Әйе шул, әйе шул,

Тәмле гөмбәләр үсә.

Әйлән-бәйлән йөрибез.

Күңелл ачып уйныйбыз.

Әйе шул, шулай шул

Күңел ачып уйныйбыз.

Яфрак астына качып

Утырааларпосып

Әйешул, әйешул

Утыра алар качып.

Сөмбелә:Минем дә сезнең өчен бүләгем бар.Ул-алмалар.Алар байлык һәм юмартлык символы булып тора.Сау булыгыз, балалар!

Дети: Сау бул, Сөмбелә.

 

У вас нет прав для создания комментариев.