Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.Зеленая аптека на службе человека
- Подробности
- Автор: Наталья
-
Категория: Дошкольное образование
-
Опубликовано 05 Октябрь 2022
-
Просмотров: 339
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 374 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе.
"Зеленая аптека на службе человека"
Подготовила: Филиппова Н. Е.
Воспитатель МАДОУ № 374
Приволжского района
Казань 2022г.
"Зеленая аптека на службе человека"
Цель: расширять и закреплять представления детей о лекарственных растениях, их пользе для человека и правилах их сбора, применения.
Образовательные задачи:
Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
Закреплять и обобщать знания детей о мире растений, и в частности, пользе и многообразии лекарственных растений, их особенностях, особенностях их сбора и применения человеком.
Закреплять умение определять и различать растения, а также закреплять знания о строении растений.
Развивающие задачи:
Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
Расширять и активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к природе, прививать природоохранные навыки;
Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Словарная работа:
Лекарственные растения, травник, травница, фитотерапия.
Травник - (печатаный иллюстрированный сборник)
Материал к занятию.
Демонстрационный материал:
Картинки, иллюстрации изображения растений, презентация.
Раздаточный материал:
Разрезные картинки (картинка - паззл), Коробочки с пакетиками - саше к дидактической игре: «Определи по запаху».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- Друзья, сегодня с утра нам в группу принесли письмо.
- Давайте посмотрим: кто же нам пишет?
- На конверте подписано – для ребят группы «Радуга» от травника деда Платона.
- Ребята, а кто такие травники/травницы?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей и поясняет - люди, которые занимаются сбором трав, используют травы в качестве лекарств.
Воспитатель:
- Интересно, что же нам пишет дед Платон?
- Зачитывает письмо.
Здравствуйте дорогие ребята! Как вы себя чувствуете?
Меня зовут дед Платон и мне нужна ваша помощь! Я недавно захворал, и теперь совсем не успеваю сделать нужные дела. Я знаю, что вы много знаете и сможете мне помочь...
Воспитатель:
- Ребята, пока дед Платон поправляется, мы с вами поможем ему, и сами станем немного травниками!
- Дед Платон передал нам список нужных дел и заданий.
- Так, тут есть еще какой-то листок... (достает лист с надписью)
«Справочник Лекарственных Растений».
Воспитатель:
- Здесь загадки .
- Мы с вами знаем лекарственные растения и загадки любим, эта задача нам по силам?!
Зачитывает загадки:
Тонкий стебель у дорожки,
на конце его – сережки,
на земле лежат листки-
маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.
Каждый лист мой любит тропки,
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
Правильно – ПОДОРОЖНИК (показ картинки)
Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
Воспитатель зачитывает следующую загадку:
Растёт зелёный кустик, Дотронешься – укусит.
Правильно - КРАПИВА (показ картинки) А знаете, почему она обжигает? Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.
Зачитывает следующую загадку:
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Совершенно верно, РОМАШКА (показ картинки с изображением ромашки)
Ромашку используют для полоскания горла при ангине, добавляют в косметику, шампуни, пьют в виде успокоительного чая.
Следующая загадка:
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Правильно друзья, это ОДУВАНЧИК (показ картинки с изображением одуванчика)
Одуванчик чистит организм, полезен для профилактики проблем с пищеварением, а также помогает при высокой температуре. Одуванчик растёт на лугах, в полях, в огороде. Из его листьев делают салат, из цветов делают варенье. В нем ценятся цветы, корень и сок из молоденьких листьев
А вот это, про какое растение загадка?
Спроси у теленка и барашка- Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно красной кашкой Его зовут за вкус и цвет.
Да, точно, это КЛЕВЕР (показ картинки с изображением растения)
Клевер - красивое, ароматное растение, его любят и дети и пчёлы. Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Он помогает при простуде. Смягчает кожу. Используют в косметологии для кремов, мыла и шампуней.
Далее воспитатель просит ребят рассказать, какие еще лекарственные растения они знают.
Ответы детей.
Воспитатель демонстрирует изображение (чистотел, липа, мать-и-мачеха, лопух, полынь, цикорий)
Молодцы ребята, похвально. Сколько же много растений вы знаете.
Воспитатель:
Лечение лекарственными растениями называется ФИТОТЕРАПИЕЙ. А если лекарственными растениями правильно и пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы.
Рассказ воспитателя:
С давних времён люди заметили, что звери лечатся травами, и тоже стали искать помощи у разных растений. Подмечали, что одни травки помогают от кашля, другие заживляют раны. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди копили и передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений.
Далее воспитатель показывает иллюстрированный сборник трав и растений.
Сейчас можно купить готовую книгу или справочник лекарственных растений, где подробно написано, как можно использовать лекарственное растение и где его можно собрать, чем оно полезно и как выглядит.
Есть и такая книга называется ТРАВНИК (показ брошюры)
Но, прежде чем применять лекарственное растение, нужно посоветоваться с врачом
Ребята, а кто из вас знает, как их можно применять?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы и добавляет (заваривать и настаивать, варить компоты и морсы, сушить).
Дидактическая игра «Собери растение» (из разрезанных картинок составляют изображение целого)
Дети подходят к ленточным столам и складывают из частей целое изображение растений. Воспитатель, подходя к детям, спрашивает: какое растение получилось? Как называются части растения?
Вы молодцы, отлично справились! А теперь давайте выйдем из-за столов на ковер и немножко отдохнем.
Представьте , что мы на полянке и каждый из вас какое-то растение, возможно и лекарственное.
Физ. минутка.
Говорит цветку цветок: Подними-ка свой листок . поднимают и опускают руки Выйди на дорожку Да притопни ножкой шагают высоко поднимая колени Да головкой покачай Утром солнышко встречай медленное вращение головой Стебель наклони слегка- Вот зарядка для цветка. наклоны в стороны А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. встряхивание кистями рук Наконец готовы ВСЕ День встречай во всей красе. руки через стороны вверх – вдох, опустить вниз - выдох
Дидактическая игра «Определи по запаху»
Воспитатель:
-Дедушка Платон, как и все травники, собирает и заготавливает растения аккуратно, не смешивая между собой, каждую травку и корешок в свою коробочку или баночку.
-Но, у него растерялись все этикетки от лекарств. Как же можно определить – что за растение перед нами?
Ответы детей.
Воспитатель.
-Правильно, по внешнему виду и по запаху. Сейчас наша задача – определить, что находится в коробочке и приклеить правильную наклейку. Предлагает разделиться по 3-4 у стола с коробочками, чтобы быстрее справиться с заданием.
-Молодцы!
- А знаете ли вы ребята, что существуют определенные правила для заготовки лекарственных растений, которые должен помнить каждый травник. Ребята, а знаете ли вы какие это правила?
Правила сбора лекарственных растений:
Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе. Почему?
-Если не знаешь растения, то его не рви. Почему?
Собирают растения в сухую, утром, когда высохнет роса.
Нельзя рвать много растений.
Не топтать растения при сборе, не рвать с корне, не собирать до последнего. Почему?
После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Воспитатель. -Ребята, я думаю, дедушка Платон будет очень рад, что мы помогли и быстро поправиться.
-А мы с вами сегодня вспомнили много полезных растений. Какие? Вспомнили и их отдельные части (дети называю). Смогли узнать растения по описанию и запаху.
А еще запомнили правила сбора. Какие?
Теперь мы с вами тоже в своем роде травники!
Воспитатель.
-Дед Платона в конце письма оставил нам чудесное стихотворение и напоминание
Зачитывает:
Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Травник может научить.
Все целебные растения
Знает он без исключения.
Нужно только не лениться.
Запомните:
Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного БЕРЕЧЬ ЕЕ!