Печать
Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОШ №1 г.Буинск РТ

Урок окружающего мира в 1 классе
«В радуге мира профессий»

Учитель начальных классов:
Гарифанова Анюзя Нургалиевна



2013 г

Учебный предмет: «Окружающий мир»
Класс: 1
Тема урока: «В радуге мира профессий»
УМК: «Перспектива»

Цель:
обучающая – формирование представлений первоклассников о различных профессиях;
развивающая – формирование общеучебных умений, эрудиции ребенка, его общей культуры;
воспитывающая – воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда.
Задачи:
- уточнение и обогащение знаний о профессиях;
- воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда;
- развитие познавательного интереса, умения выделять существенные и несущественные признаки объекта, умения сравнивать, обобщать;
- развитие речи учащихся, умения делать выводы на основе полученной информации.

Необходимые технические пояснения:
Для эффективного использования учебной презентации на интерактивной доске
- отключена смена слайдов № 1-8 по щелчку, чтобы исключить случайные движения детей, которые могут повлиять на ход презентации;
- на слайдах № 1-8 на элементы с опросами, слова-действия, предметы настроен эффект анимации «триггер» для осуществления интерактивности;
- на слайде № 3 для запуска видеоролика из мультфильма нужно нажать на гиперссылку
; а для запуска музыкальных фрагментов нужно нажать на гиперссылку , для того, чтобы остановить музыку - на клавиатуре нажать клавишу Esc.

Ход урока:

I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.

II. Проверка выполнения домашнего задания.
Учащиеся показывают и комментируют свои рисунки по теме «Правила поведения на дорогах».

III. Актуализация знаний.
Слайд 1
- Кто из этих людей следит за соблюдением правил дорожного движения, поможет взрослому и ребёнку в случае необходимости? (Милиционер.)
- Думаю, остальных людей вы тоже узнали, кто это? (Продавец, строитель, водитель, врач.)
- Расскажите, где вы встречали их, чем они занимаются.
- Милиционер, продавец, строитель, водитель, врач - как можно назвать одним словом? (Профессии.)
- Как вы думаете, а какие профессии «спрятались»? Дети высказывают свои предположения.
Игра «Отгадай профессию по описанию»
- Отгадайте загадку и узнаете, кто за синей шторкой:

Дайте этому продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда. (Повар)
Отгадав загадку, дети на доске нажимают на цветной элемент, он растворяется, открывая рисунок.

- Кто за жёлтой шторкой?
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
И, конечно, непременно
Подстрижёт вас современно. (Парикмахер)

- Кто за зелёной шторкой?
Охранять границу - важно!
И его туда зовут.
С верным псом они отважно
Службу РОДИНЕ несут. (Пограничник)
- Кто за розовой шторкой?
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Он, туда поедет срочно.
Он погасит, - это точно. (Пожарный)

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О профессиях.)
- Сегодня на уроке мы побываем в мире профессий. И попробуем ответить на вопрос:
Какая профессия самая важная?

IV. Работа по теме урока.

Слайд 2
Игра «Отгадай профессию по действию»
- Отгадайте, люди, каких профессий выполняют такую работу. На доске дети нажимают на слово, оно подъезжает к рисунку, а лишние слова вылетают за край экрана.
(Учит – учитель, строит – строитель, убирает – уборщица, продаёт - продавец.)


- Какая из этих профессий самая важная? Объясните свой ответ.
Дети отвечают, а учитель направляет рассуждения с помощью дополнительного вопроса «Что случилось бы, если бы учителя не учили детей? Строители не строили бы дома, разные здания?» и т.д.

Слайд 3
Игра «Отгадай сказочную профессию»



- У сказочных персонажей, героев мультфильмов тоже бывают профессии. Какой герой между Котом Матроскиным и Шариком? Кто он по профессии? Посмотрите отрывок из мультфильма, проверьте свою догадку. (Почтальон Печкин)
Для запуска видеоролика из мультфильма нужно нажать на гиперссылку

- О каком сказочном герое напоминает первый музыкальный фрагмент? (Доктор Айболит)
Для запуска музыкального фрагмента нужно нажать на гиперссылку , для того, чтобы остановить музыку - на клавиатуре нажать клавишу Esc.

- О каком сказочном герое напоминает второй музыкальный фрагмент? (Бременские музыканты)
*** Динамическая пауза***
Выполнение физических упражнений под музыку из кинофильма «Бременские музыканты»

- Для того, чтобы люди разных профессий хорошо выполняли свою работу, им нужны предметы-помощники: инструменты или орудия труда. Какие вы знаете инструменты, орудия труда? Дети отвечают кратко, называя инструменты по цепочке.

Слайд 4 - 6
Игра «Отгадай профессию по инструментам, орудиям труда»
- Посмотрите и подумайте, людям, каких профессий нужны такие предметы-помощники: инструменты или орудия труда? (Слайд 3- врачу, доктору; 4- художнику; 5-портнихе, швее.)
Отгадав профессию, дети на доске нажимают на цветной элемент с вопросом, он растворяется, открывая рисунок.






После того, как дети называют профессию, учитель обязательно спрашивает: «Можем ли мы обойтись без труда врача (художника, портнихи)? Почему? Важная ли эта профессия?»

Игра в лото «Поиграем в профессии»
Учитель раздаёт на каждую парту большую карту с изображениями профессий, показывает детям маленькие карточки с набором орудий труда, а дети отгадывают, человеку, какой профессии они принадлежат.



Слайд 7
Игра «Что лишнее?»

- Как называется профессия человека, изображённого в центре? (Садовник, цветовод, озеленитель.)


- Важная ли эта профессия? Почему? Уверена, вы не раз любовались вместе со взрослыми работой садовников, цветоводов, озеленителей на улицах нашего города.
- Подумайте, какие предметы лишние, не нужны в работе садовнику?
Дети на доске нажимают на лишние предметы, рисунки растворяются; если ошибочно нажали необходимый садовнику предмет - он временно увеличивается, но остаётся на месте.
***Динамическая пауза***
Выполнение имитационных физических упражнений под чтение учителем стихов о профессиях.
Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно подстрижёт вас современно.
Лётчик знает своё дело, в небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело, совершая перелёт.
Плывёт моряк на корабле, он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной, ведь море - дом его родной.
Каждый день он в море ходит, и для нас он рыбу ловит.
Ловит и зимой, и летом - рыбака работа в этом.
Как играет музыкант, как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант, золотые руки!
В микроскоп учёный смотрит, видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки - весь в работе, весь в науке.

Слайд 8
Игра «Разложи по порядку»
- Отгадать ещё одну профессию сможете, если расставите буквы в порядке возрастания: от самой маленькой буквы до самой большой. (Космонавт.) Дети на доске нажимают на буквы в порядке возрастания, буквы становятся на свои места в слове.


- Знаете ли вы, ребята, имя первого космонавта, совершившего полёт вокруг Земли?
Это Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года совершил этот первый полёт.
- Знаете ли вы, ребята, почему эту профессию можно назвать важной, нужной людям? Космонавты изучают космическое пространство, уточняют прогноз погоды, помогают морским штурманам определить местонахождение кораблей в океане, обеспечивают радио- и телевизионную связь, проводят научные опыты.

Работа с выставкой книг
- Больше узнать о разных профессиях вам помогут книги. На выставка книг - только некоторые из них. Взять эти книги вы можете в школьной библиотеке.
(Все работы хороши: стихи и рассказы. Издательство «Дрофа», 2006.
Маяковский В. В. Кем быть. Издательство «РОСМЭН», 2004.
Навроцкий А.Г. О кузнецах и кузницах. Рассказы. Издательство «Малыш», 1998.
Русанов А.В. Хочу быть токарем. Для детей младшего школьного возраста. Новосибирское книжное издательство, 2001.)

Слайд 9 - 21
- В одной из этих книг вы сможете прочесть стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла». Читает учитель или читающие дети.


У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской-
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блузка рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и плугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак!
Сколько ни душится лодырь богатый,
Очень неважно он пахнет, ребята!




Беседа по содержанию стихотворения
- На уроке мы говорили, что у каждой профессии есть название, определённые действия, орудия труда. А из этого стихотворения что узнали? (У каждого дела есть свой запах.)
- Чем пахнет в булочной? Почему?
- Почему куртка шофёра пахнет бензином?
- Кто ничем не пахнет? Кто такой бездельник?
- К этому стихотворению отлично подходит пословица: Маленькое дело лучше большого безделья. Сделайте вывод, каким должен быть человек?
- Как каждый ребёнок и взрослый должен относиться к чужому труду? Мы должны уважать людей всех профессий, ценить их труд.

V. Итог урока.
- Понравился вам урок? Что вы узнали нового, интересного?
- Как ответим на вопрос: Какая же профессия самая важная?

Слайд 22 Все профессии важны!

- Представители различных профессий занимаются разными делами: умственным трудом-учёные, политики, бухгалтеры, программисты – изучают новое, открывают ранее неизвестное, создают законы; физическим трудом – водители, пекари, строители, фермеры – водят машины, пекут хлеб, шьют одежду; работают с другими людьми – врачи, учителя, продавцы. Есть люди таких профессий, которые всегда приходят другим на помощь – милиционеры, пожарные и спасатели.

Военные защищают нашу Родину, а спортсмены – спортивную честь нашей страны. Когда вы подрастёте, каждый из вас станет приносить пользу людям, будет заниматься каким-то важным делом. Все работы хороши и важны, выбирай на вкус!

VI. Домашнее задание.
Подготовьте рисунок или рассказ о профессии своих родителей, близких; или своей будущей профессии.

Комментарий-пояснение:
На данном уроке окружающего мира у первоклассников формируются социальные представления места человека в обществе, правил поведения. Урок построен с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Целью представленного урока, кроме дидактических, является повысить познавательную активность учащихся, способствовать их развитию. Использование мультимедийного сопровождения урока, работа в парах, работа с выставкой книг, использование дидактических интерактивных игр.
Мультимедийное сопровождение данного урока помогает учителю решить важные педагогические задачи: развивать наглядно-образное мышление, эстетический вкус, формировать информационную культуру ученика и культуру учебной деятельности. Благодаря использованию средств мультимедиа, учащимся открыт доступ к большому объёму информации, представленному в занимательной форме.
Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, т.к. она позволяет уточнить и систематизировать знания детей, развивает основные компоненты учебной деятельности – умения действовать по правилу, подчинять свои действия действиям других участников игры. Использование игр «Отгадай профессию по описанию», «Отгадай профессию по действию», «Отгадай сказочную профессию», «Отгадай профессию по инструментам, орудиям труда», лото «Поиграем в профессии», «Что лишнее?», «Разложи по порядку» позволяет повысить познавательную активность, развивать мышление и речь школьников.
Для проявления детьми живого познавательного интереса в процессе всего урока используется уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни. Постановка проблемного вопроса: «Какая профессия самая важная?» позволяет детям быть исследователями на протяжении урока. Дети спорят, доказывают свои мнения.
В процессе наблюдения, исследования учащиеся логично приходят к выводу в конце урока: «Все профессии важны!»
Хочется надеяться, что материалы или идеи некоторых заданий пригодятся учителям, работающим по разным УМК.

Необходимые ресурсы:
- оборудование
компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентация Power Point; дидактическая игра «Играем в профессии» (выпуски 1-3)
- литература (выставка книг к уроку)
Все работы хороши: стихи и рассказы. Издательство «Дрофа», 2006.
Маяковский В. В. Кем быть. Издательство «РОСМЭН», 2004.
Навроцкий А.Г. О кузнецах и кузницах. Рассказы. Издательство «Малыш», 1998.
Русанов А.В. Хочу быть токарем. Для детей младшего школьного возраста. Новосибирское книжное издательство, 2001.

Источники информации:
- литература
Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. М.: Сфера, 2003.
Все работы хороши: стихи и рассказы. Издательство «Дрофа», 2006.
Волина В. Загадки от А до Я. С.-П.: Дидактика Плюс, 1997.
Наглядный материал «Профессии». Издательство «Книголюб», 2000.