ОРГАНИЗАЦИЯ ЗИМНИХ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9 «Салават купере» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗИМНИХ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Выступление на педсовете)

Воспитатель I квалификационной категории
Гарипова Зульфира Исхаковна
Уже много лет наш педагогический коллектив работает над созданием наиболее благоприятных условий для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Каждый год в начале зимы на педагогическом совете обсуждаем вопросы организации зимних прогулок и оформления зимних участков.
Летнее оборудование на зимний период убираем, потому что иначе оно все будет погребено под снежным покровом. Постройки и сооружения для игр делаем из снега. Стараясь чрезмерно не загромождать участки, значительную часть площади оставляем свободной для игр и спортивных развлечений, сооружаем из снега горки, снежные валы, крепости для метания в цель и лазания, снежные кубы для спрыгивания, ледяные дорожки. На каждом участке делаем одну крупную постройку для ролевых игр: ракету, тепловоз, машину, дом, самолет.
В этой работе с удовольствием принимают участие и дети. Одни подвозят снежные комья, другие подносят в ведерках и на лопатках рыхлый снег, третьи изготовляют цветные льдинки для украшения построек.
Чтобы вызвать у детей интерес к прогулке, перед тем как собираться, мы часто сообщаем, что будем, например, лепить снежного зайчика. Для этого надо приготовить чистый снег. Для сооружения крепости надо подвезти к определенному месту много снежных комьев. У детей возникает желание как можно скорее приступить к интересной деятельности. И сборы на прогулку заканчиваются раньше, чем обычно. При этом не задерживаются даже медлительные дети.
По окончании работы обязательно обращаем внимание на результат общего труда, на отношение к нему, на взаимопомощь и выручку: «Смотрите, какого красивого зайчика мы слепили! Это потому, что все дружно и хорошо трудились!»
Работу по оформлению участка заранее продумываем и планируем, как и участие детей в этой работе. К Новому году мы лепим деда-мороза и Снегурочку, а также персонажей по сказкам: медведя, зайцев, лису. В январе украшаем елку цветными льдинками.
Изготовляют игрушки из цветного льда дети: наливают подкрашенную воду в формочки, наблюдают, как она замерзает, а затем ставят формочки в тазы с горячей водой, чтобы льдинки отделились.
Каждый год мы украшаем участок чем-нибудь новым. Однажды зимой из льдинок сделали клумбы с ярко-зелеными листьями, с розовыми и синими цветами. Крепости для метания в цель делаем то в форме дуг и шаров, то в форме пирамид.
В одну из зим участок был оформлен по сказке «Колобок»: сделали красивую сказочную избушку с трубой, петушком на крыше и всех персонажей к этой сказке. На другой год соорудили зоопарк, где разместили зайца, лису, белку, медведя, лошадь. У зайца была морковка, сделанная из снега самими детьми, у белочки — шишка, у медведя — бочонок с медом. Дети очень любят устраивать возле них интересные игры: кормят их, подлезают под ними. А еще вокруг катка размещаем фигуры животных нашего северного края (белый медведь, олень, нерпы, песцы, лисы).
В детском саду есть весь необходимый инвентарь для труда: детские деревянные лопатки, скребки. Стремясь воспитать привычку к труду, уважение к работе старших, желание самостоятельно выполнять несложные обязанности, мы тем самым делали интересным пребывание детей на прогулке, воспитывали желание принять в ней участие. Этот труд способствовал также воспитанию у них настойчивости, выдержки, самостоятельности. Дети охотно трудятся, когда им дают определенное задание.
Конечно, задание всегда даем по силам, чтобы, выполнив его, дети почувствовали, что делают полезное дело, испытали чувство радости, гордости от результатов своего труда. После работы, уходя с участка, каждый ребенок без напоминания убирает инвентарь в определенное место.
К оформлению участков привлекаем и родителей: они подносят воду, снег, помогают расчищать участок после пурги и снегопадов. Детей радует, что родители принимают участие в сооружении построек.
Большое внимание уделяем организации игр детей. Они охотно проводят самостоятельно различные сюжетно-ролевые игры: то отправляются на охоту за китами, то плывут в дальние страны, драматизируют сказки «Колобок», «Репка» и др.
Подвижные игры, чтобы поддержать к ним интерес, стараемся постепенно усложнять. Оставляя последовательность действий и эпизодов, усложняем двигательные задания — увеличиваем расстояние для бега, прыжков, метания, вводим новые виды движений, изменяем условия. Например, в бег включаем скольжение по ледяным дорожкам, при ходьбе и беге по снежному валу увеличиваем число ловушек. В таких играх дети не только упражняются в разных видах движений, у них воспитываются смелость, ловкость, они учатся преодолевать страх.
Любят дети подвижную игру «Медведи и пчелы», в которой ульем служит большой снежный вал. Играющие делятся на две неравные группы, большинство из них — пчелы. По условному сигналу пчелы вылетают из улья и летят на луг. Им надо пролезть в лаз, слезть с ледяного вала. Медведям, в свою очередь, нужно залезть на ледяной вал, пролезть в лаз, чтобы полакомиться медом в улье. В этой игре дети упражняются в лазании, ползании, в подлезании, пролезании.
Не менее интересно проходит игра «Пожарные на учении». Детей делим на 3—4 звена. Они должны выполнить следующие задания: сделать небольшой разбег, проскользить по ледяной дорожке, удерживая равновесие, пройти боком по снежному валу, спрыгнуть с него, правильно приземлиться, позвонить в колокольчик. Выигрывает та команда, у которой не будет ни одного падения на ледяной дорожке. Учитывается также правильное выполнение приземления со снежного вала.
В подготовительной к школе группе при проведении игр с метанием «Кто самый меткий», «Охотники и звери» увеличиваем расстояние до цели, делаем цель труднодоступной (снежная крепость с узкими бойницами).
Проведение таких игр позволяет не только сделать прогулку интересной в суровых погодных условиях, но и использовать ее эффективно для развития движений. К концу зимы дети каждой возрастной группы заметно продвигаются в овладении техникой основных движений, достигают хороших результатов в метании, прыжках, лазании, скольжении.
Как только выпадает достаточно снега, прокладываем вокруг участка лыжню вдоль всего забора. Учим детей ступающему и скользящему шагу, попеременному двухшажному ходу. Обучая ходьбе на лыжах, воспитываем у детей чувство товарищества, умение вести себя в коллективе, бережное отношение к инвентарю. Несколько раз за зиму выводим их за пределы участка — в парк на лыжню для школьников и к сопке.
Особенно обогащает содержание зимней прогулки катание на коньках. Кататься на коньках обучаем с 5 лет. Для робких, неуверенных детей приобрели двух-полозные коньки на валенки, для остальных — ботинки с коньками.
Коньки сначала используем типа «снегурочки», наиболее устойчивые. Начинаем обучение с наблюдения за катающимися на коньках школьниками и взрослыми. Потом знакомим детей с коньками и правилами пользования ими. Учим стоять и ходить на них по снежной утрамбованной площадке, затем приучаем правильно скользить по ледяной дорожке. (Сначала практикуем показ без коньков — как выполнять скольжение, разбег на льду, ставить ноги вместе и катиться.) Катаются дети на коньках недолго, начиная от 5 до 20 мин 2—3 раза в неделю. К концу зимы большинство овладевает элементарными навыками катания на коньках.
С робкими, неуверенными в своих силах детьми проводим дополнительную индивидуальную работу, смелых, ловких, которые хорошо катаются на коньках, учим элементам хоккея — вести клюшкой шайбу, ударять по ней.
Дети очень любят игры на льду и даже в те дни, когда не катаются на коньках, самостоятельно организуют игры в хоккей. Лыжи и коньки используем на прогулках в октябре, ноябре, марте, апреле, когда не сильно холодно. Ходьба на лыжах и катание на коньках способствуют повышению уровня физической подготовленности детей, развитию у них ловкости, смелости, быстроты, глазомера, а также функции равновесия.
Ежегодно устраиваем спортивные праздники на участке к Новому году и к Дню Советской Армии. На них проводим игры с элементами соревнования, обязательно при этом включаем и игры по желанию детей. На эти праздники приглашаем гостей.
Весной проводим праздник «Проводы русской зимы». К этому празднику на площадке лепим большого снеговика на санях. Украшаем участок флажками, шарами. Вокруг снеговика водим хороводы, читаем стихи, загадываем загадки, показываем инсценировки.
В конце праздника вывозим снеговика с участка и проводим игру «Салют». Для этого заранее для каждого ребенка готовим из ваты по цветному мячу. По сигналу воспитателя дети одновременно подбрасывают мячи вверх (повторяем игру несколько раз).
Практически дети гуляют ежедневно в любую погоду по 2 раза в день: первый раз с 10 ч 30 мин до 12 ч 30 мин; второй раз — с 16 до 18 ч. В последнее время даже практикуем прием детей утром на участке.
Дети растут у нас крепкие, закаленные, жизнерадостные, любят прогулки и веселые подвижные игры. Сократилось число простудных заболеваний, а это в наших условиях факт первостепенного значения.

Литература:
А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др., "Воспитание и обучение детей пятого года жизни", М., изд-во "Просвещение", 1986 г.

У вас нет прав для создания комментариев.