Зимний труд
Рейтинг:   / 10
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Старокадеевская средняя общеобразовательная школа
Черемшанского муниципального района РТ»

Окружающий мир 2 класс
Тема урока: Зимний труд


Выполнила:
Учитель I квалификационной категории
Мотигуллина Рамзия Якубовна

УМК «Перспектива»

Тема: Зимний труд.
Тип урока: урок – наблюдение, урок –практика, усвоение новых знаний.

Технология урока:проблемно-диалоговый.
Задачи урока:
познакомить детей со старинной традицией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения;
дать представление о том, как в современной жизни зимой
люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицах городов и сел.
Планируемые результаты: понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.

Оборудование:
Компьютер, проектор , презентации , старинный прядильный станок,шерстяные клубки,емкости с различными крупами и зерном, семена горчицы, петрушки, укропа, , 4 небольших горшочка с землей; луковица, баночка с водой.
У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

I.Организационный момент
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы тихонечко вздохнем
Урок окружающего мира начнем.
II. Актуализация знаний.

-Ребята ,давайте мы с вами вспомним ,о чем же вы говорили на том уроке?
-О зимних праздниках.
-Какие зимние праздники вы знаете?
1слайд. Зима.
Повторение предыдущего урока.
- Каково место февраля среди зимних месяцев?
-Какие праздники есть в феврале?
Кого мы поздравляем 23 февраля?
2 слайд. Зимние праздники.

Масленица.
-А какой праздник масленица?
-А какое главное лакомство праздника?

Да, ребята, февраль – особый месяц зимы. И праздники в эту пору у разных народов особые, зимне - весенние. В России один из любимых праздников - Масленица.
3 слайд. Загадки.
(Дети отгадывают загадки)

Белое покрывало
На земле лежало
Лето пришло,
Оно все ушло. (Снег)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Он рисует на окне
Пальмы , звезды, валенки,
Говорят ему сто лет
А шалит как маленький. (Мороз)

В лето стояли
Зимы ожидали
Дождались поры
Помчались с горы. (Санки)

Есть один такой цветок
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка
Был цветок - нет цветка. (Снежинка)

Деревянные кони
По снегу скачут
А в снег не проваливаются. ( Лыжи)

4 слайд . Осенние работы.
-Ребята , какие осенние работы вы знаете?
-А зачем мы делаем запасы продуктов?
-Да, зимой нужно нам много продуктов и еды.
III. Объяснение новой темы.

5 слайд. Зимние работы в старину.
- И вот наступила суровая, длинная зима.

В старину зимними долгими вечерами женщины пряли нитки из льняной и шерстяной пряжи. Работа эта долгая, кропотливая, требует много терпения, мастерства . Учили такой работе с детства. Побываем –ка мы с вами на старинных молодежных посиделках.
Девушки собирались в доме ,у одинокой старушки- работать да песни петь .А в благодарность юноши парни бабушке дров наколют, картошки в погреб засыпят. Летом сено для коровы накосят, а девушки уберут урожай в поле .Старушке –помощь, а молодежи – радость. А вечером ,когда девушки пряли на посиделках к девушкам приходили парни. Они сядут у двери смотрят - кто работает лучше всех. Лучших приглашали поплясать да поиграть.(На этом месте можно показать как работали в старину на этих старинных станках)
- Кто хочет попробовать как наши про бабушки пряли нитки из шерсти.

6 слайд. Зимние работы в наши дни.
-А где мы храним собранный урожай?
А теперь перенесемся в наши дни. С осени в особых помещениях хранятся овощи и фрукты. Вырастить и вовремя собирать урожай это еще не все. Надо суметь и сохранить его!
Люди следят за тем, чтобы в зернохранилище было сухо и прохладно. Время от времени зерно перемешивают, чтобы оно проветривалось. В наше время для хранения зерна созданы современные зернохранилища - элеваторы.

7 слайд. Домашние животные
-Какие домашние животные есть у вас
-А какие четвероногие друзья есть у нас дома?
-Как как ухаживают за домашними животными?(Ответы детей)
-Домашних животных зимой держат в теплых помещениях. Люди стараются, чтобы на фермах было тепло, светло и сухо. Зимой нужно заботится и о тех наших питомцах, которые живут у нас в квартире вместе с нами . Четвероногим друзьям надо добавлять в пищу витамины. Многим собакам нужна особая форма для прогулок. Иначе , они как и люди могут заболеть.
- Кошки ищут зеленые витамины среди комнатных растений. Поэтому для своих питомцев дома можно посеять овес и пшеницу.

9 слайд. Снегоуборочные машины.
-Какие работы делают на улицах городов и сел зимой?
-Пройдем зимой по улицам города и села. Понаблюдаем, как убирают снег, чтобы он не мешал движению пешеходов и транспорта. После оттепели, в гололедицу, можно увидеть ,как дороги и тротуары посыпают песком ,Чтобы не было скользко.
-А иногда в высоких домах с крыш убирают снег и сосульки. Почему так делают , вы не знаете ребята?

10 слайд . Физ. минутка
Я мороза не боюсь ( шагаем)
С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз (присели)
Тронет руку, тронет нос (показываем руки, ноги)
Значит надо не зевать (хлопаем в ладоши)
Прыгать бегать и играть . ( прыжки)

11 слайд. Комнатные растения.
-Ребята у вас дома комнатные растения растут?
-А для чего мы их растим?
- Скажите ребята, а что мы делаем зимой дома?
Ухаживаем за комнатными растениями, поливаем их. Зимой растения нужно поливать реже и не так обильно. Однако среди них есть такие, которые радуют нас своим цветением даже зимой, в лютый мороз.
Вот вы сами, когда дежурите, что делаете в классе?
- Вы тоже не сидите без дела.

IV. Практическая работа.

Посадка лука в горшочки.
Затем дети под руководством учителя сеют семена горчицы, петрушки, укропа, в заранее приготовленные горшочки с землей и помещают луковицу в банку с водой.
Учитель:
-«Ребята, как бы вы хотели: чтобы за этими растениями ухаживали все по очереди или лучше выбрать несколько человек — постоянных «садовников»?»
После обсуждения назначаются дежурные.

V. Работа по учебнику.
В конце урока учитель сообщает: «Наш урок приближается к концу. Теперь
можно вернуться к нашему разговору в начале урока.
-Еще раз вспомним, о каких старинных работах мы узнали ?
- Что делают в зимнее время на улицах городов, сел,в домах и квартирах?
- Какие виды работ сохранились до наших дней?
-Какие новые зимние заботы появились у людей?
А для чего? Давайте прочитаем ответ в учебнике.
(Один из учеников читает вывод на стр. 47 учебника.)
- Согласны ли вы с этим выводом?

VI. Региональный компонент.
Рассказать детям о местных особенностях зимней работы, ухода за растениями и животными, заботы о безопасности людей на улице в зимнее время.

VI. Работа в рабочих тетрадях.
- А теперь ребята , поработаем в рабочих тетрадях.
Стр. 24 ,задание 1задание. Раскраска.
2 задание. Заполнить пропуски при помощи учебника.

VII. Рефлексия.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какие зимние работы вы умеете делать сами?

VIII.Домашнее задание: теоретический материал на с. 44—47учебника, задание № 4 на стр. 25 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье.

Посейте дома вместе с ребенком семена горчицы, петрушки, укропа, кресс-салата или вырастите зеленый лук из луковицы в банках с водой. Привлекайте ребенка к посильной работе по уходу за домашними животными, комнатными растениями, по наведению порядка на подворье и улице.

Источники информации:”Окружающий мир”2 класс.М.Просвещение,2009год.
М.Ю.Новицкая,Н.М.Белянкова,Е.В.Мартинкова.
Учебник “Окружающий мир” 2 часть.Москва .Просвещение.2011г.
Рабочая тетрадь. 2 часть.
А.А.Плешаков,М.Ю.Новицкая.

У вас нет прав для создания комментариев.