Общественное движение 30-50 годов 19 века
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
МБОУ Шуганкинская основная общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района РТ

Общественное движение 30-50 годов 19 века.

Гарифуллин Марсель Мансурович, учитель истории и обществознания

2013 год

Тема Общественное движение 30-50 годов 19 века.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
1. Показать исторические причины активизации общественного движения в 30-50-е гг. XIX в;
2. Познакомить учащихся с взглядами славянофилов, западников и других мыслителей эпохи XIX века;
3. Развивать у учащихся умения сравнивать, сопоставлять идейно – политические течения, делать выводы на основе сопоставления;
4. Способствовать формированию у учащихся умений выделять главное, обобщать и систематизировать материал.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Рапорт дежурного. Общение с классом.
2. Сообщение учителя.
- Прежде чем приступить к изучению новой темы мы должны выяснить, каковы политические и экономические условия развития общественной мысли этого периода.
II. Актуализация знаний.
1. Работаем в группах. Обсудите и ответьте на следующие вопросы.
Вопросы:
1. Вспомним, каким событием сопровождалось восшествие на престол императора Николая I? (Учащиеся коротко рассказывают о восстании декабристов.)
2. Какие задачи ставили перед собой декабристы?
3. Какую внутреннюю политику проводили Николай I и его министры, чтобы не допустить развития революционного движения? (Учащиеся называют такие меры как ужесточение цензуры, создание III отделения императорской канцелярии, задачей которой было контроль за состоянием умов, борьба со свободомыслием.)
4. Каковы характерные черты экономического развития страны в этот период? (Учащиеся должны назвать следующие черты: развитие торговли, строительство первых железных дорог, начало промышленного переворота.)
2. Проверка итогов работы в группах. Обсуждение ответов.
Учащиеся вместе с учителем делают вывод: экономическое развитие страны настоятельно требовало решения вопроса об отмене крепостного права. Именно крепостное право было главной причиной отставания России от передовых европейских держав.
Поэтому борьба против крепостного права и критика самодержавия стали основными тенденциями жизни русской интеллигенции после 1825 года.
3. Определение цели урока:
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся со взглядами славянофилов, западников и социалистов (революционеров).
Пишем тему урока. Общественное движение 30-50 годов 19 века.
Основная цель нашего урока изучение основных направлений общественной мысли в период правления Николая I.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение учителя.
Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?», «По какому пути в воем развитии должна идти Россия?»
От того, как предлагали решить эти вопросы возникли три направления в русской общественной мысли.
В середине 20-х гг. возник кружок Веневитинова, где изучались произведения Шеллинга, в которых большое место занимала проблема свободы. А. Хомяков, Д. Веневитинов, И. Киреевский, А. Кошелев по совету А. Пушкина стали издавать журнал «Московский вестник»
В начале 30-х гг. студент Московского университета Н. Станкевич образовал кружок, в который входили К. Аксаков, В. Белинский, позже Бакунин, где они увлекались философией Фихте и пытались применить ее для познания жизни. Позже отделились бунтарь Бакунин и, увлекшийся философией Гегеля, Белинский.
30-е гг. создается кружок А. Герцена и Н. Огарёва, они зачитывались произведениями французского социалиста Сен-Симона, обсуждая события французской революции 1830г. и проблемы равноправия женщины.
Также как и в Европе, в России в это время оформляются три основных направления общественной мысли:
а) консервативное
б) либеральное
в) революционно-демократическое
2. Работа в тетрадях. Записываем в тетради.
Три основных политических направления:
1. Консервативное (правительственное) – отстаивающее неизменность политического строя, быта и т.д.
2. Либерально – оппозиционное направление – сторонники демократических свобод.
3. Революционно - демократическое направление - сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства. Причем эти изменения планировалось проводить крайними, насильственными методами.
3. Сообщение учителя.
- «Прошедшее России удивительно, её настоящее более, чем великолепно, что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение…. »
Это высказывание связано с появлением в России нового направления общественного движения. Автор этих строк министр просвещения граф Уваров сформулировал «теорию официальной народности». Её основные принципы сформулированы в одной фразе «православие, самодержавие, народность». Народность трактовалась как приверженность русского народа к православию и самодержавию. Русский народ существует как единое целое, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Отсутствие в России революций доказывало правильность существующего строя. Между монархом и народом существует неразрывная связь, которая и будет гарантом процветания России. Представители этого направления были уверены в исключительности исторического пути России.
- К какому направлению общественного развития можно отнести «теорию официальной народности»? (Ответ: к консервативному направлению).
4. Работа с учебником стр.78-79: самостоятельно прочитать и заполнить соответствующую графу таблицы.
Вопросы западники Славянофилы
1.Представители (указать фамилии)
2.Отношение к преобразованиям Петра I.
3.Отношение к влиянию Запада
4. В чем, по их мнению, главная задача, стоящая перед страной
5. Что было общего?
5. Организация дискуссии.
В процессе дискуссии учащиеся приходят к выводу о существовании двух направлений в либеральном лагере – западников и славянофилов, характеризуют их взгляды на дальнейшее развитие России, выделяют общее. И западники, и славянофилы, несмотря на серьёзные различия о путях развития страны, считали необходимым отмену крепостного права, отвергали насильственное решение этой проблемы.
6. Сообщение учителя. Работа с презентационным материалом «Революционно - демократическое направление»
IV. Закрепление материала.
Тестовое задание
А1. «Родоначальником» теории русского социализма принято считать:
1) С. С. Соловьёва
2) М. В. Петрашевского
3) С. С. Уварова
4) А. И. Герцена
А2. Прочтите отрывок из записок общественного деятеля XIX в. и укажите, теоретиком какого направления общественной мысли был человек, о котором идёт речь:
« Безусловная преданность православию, ... любовь к народу русскому, высокое о нём мнение и убеждение в том, что изучение его истории и настоящего быта одно может вести нас к самобытности в мышлении и жизни, – составляли главные и отличительные основы и свойства образа мыслей Хомякова...»
1) консервативное
2) славянофильство
3) революционно-демократическое
4) западничество
А3. Кто из перечисленных представителей общественной мысли принадлежал к консервативному направлению?
А) Н. Г. Устрялов
Б) С. С. Уваров
В) М. П. Погодин
Г) М. А. Бакунин
Д) В. Г. Белинский
Е) К. Д. Кавелин
Укажите верный ответ.
1) АБВ 2) ВДЕ 3) АГД 4) ГДЕ
А4. Сходство во взглядах славянофилов и западников состояло в том, что и те и другие:
1) признавали православие главной ценностью России
2) отрицательно относились к революции
3) выступали за созыв Земского собора
4) считали, что Россия будет развиваться самобытным путём, отличным от европейского
А5. Назовите особенность общественной жизни России при Николае I.
1) общественная жизнь проходила в обстановке государственного надзора и пре-следования
2) в стране начались демократические преобразования
3) появилась возможность читать книги представителей европейской демократической мысли
4) отсутствие идеологического разнообразия
В1. Какие положения из перечисленных ниже относятся к теории «официальной народности»?
1) монархия 4) демократия
2) революция 5) православие
3) самодержавие 6) народность
V. Подведение итогов занятия.
Вывод по уроку: главным итогом развития общественного движения 30 – 50 – гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно – крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.
Развитие общественного движения и распространение новых идей происходило вопреки всем цензурным и идеологическим усилиям режима, доказывая тем самым их бесплодность и невозможность воспрепятствовать идейному развитию общества.
Домашнее задание:
Параграф 18. Написать эссе на тему: 2. Какова Ваша гражданская позиция по вопросу о пути Российской цивилизации?

Используемая литература:
- Сахаров А. Н. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов. – М.: «Русское слово – РС», 2010.
- Данилов А.А. История государства и народов России. 19 век/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М.: Дрофа, 2007.
- Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1994.
- Рудницкая Е.Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. М., 1999.

У вас нет прав для создания комментариев.