Сталинградская битва
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Тема урока: "Великая Отечественная война. Сталинградская битва: ход, этапы, итоги"
Цель урока: 1. Рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны,
2. Развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой,
3. На примере подвигов М. Паникахи, Н. Сердюкова, Я. Павлова и других участников Сталинградской битвы воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.
Оборудование: карта “СССР в годы Великой Отечественной войны”, карта “Сталинградская битва”, на партах у учащихся текст приказа № 227 “Ни шагу назад!”, презентация к уроку (выполнены в программе Power Point), диск «Великая Отечественная война».
Понятийный минимум: Коренной перелом, операция “Уран”, «Кольцо», «Влау».
Важные события: 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.
17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.
19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.
План: 1. Оборонительные бои за Сталинград.
2. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.
3. Значение Сталинградской битвы.
Примечание: 1. учащиеся получают предварительное домашнее задание – ознакомиться с историческим документом – приказом № 227 “Ни шагу назад!”
2. Подготовить материал о генералах Чуйкове и Шумилове группе сержанта Павлова.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
II. Проверка домашнего задания.
Ученикам раздаются бинарные тесты, которые требуют ответа «да» или «нет»
1. Вторая мировая война началась 22 июня 1941г.
2. С объявлением по радио о нападении германских войск на Российскую Федерацию выступил В. М. Молотов.
3. 23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР.
4. По окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций.
5. План нападения на СССР назывался «Цитадель».
6. Первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал.
7. В ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов.
8. Главными союзниками Германии в войне против СССР были Италия и Румыния.
9. Апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г.
10. Контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г.
III.Новая тема. Записать в тетрадях тему урока.
Учитель: К весне 1942 года стало очевидно, что Германия и её союзникам не удалось осуществить свои первоначальные планы ни на одном из фронтов. В последующих военных действиях должно было решиться, на чьей стороне окажется перевес. Исход всей войны зависел главным образом от событий в Европе на советско-германском фронте. Стороны готовились к активным боевым действиям летней кампании. Операция "Кремль" была разработана по указанию Гитлера штабом группы армии "Центр". В "Приказе о наступлении на Москву", подписанном 29 мая командующим генерал-фельдмаршалом Клюге и начальником штаба генералом Велером, войскам группы армии "Центр" ставилась задача: "Разгромить вражеские войска, находящиеся в районе западнее и южнее столицы противника, прочно овладеть территорией вокруг Москвы, окружив город, и тем самым лишить противника возможности оперативного использования этого района". Для достижения этой цели в приказе ставились конкретные задачи 2-й, 3-й танковым, 4-й, 9-й армиям и 59-му армейскому корпусу. Начало той и другой операции ("Кремль" и "Блау") по времени совпадало. Было сделано все, включая радиодезинформацию, чтобы план операции "Кремль" стал известен командованию Красной Армии. И этого удалось добиться. Советское командование было уверено, что немцы начнут наступление на центральном направлении и попытаются захватить Москву. Поэтому сюда были стянуты значительные силы и разработан план оборонительных действий с последующим переходом в контрнаступление. Однако немецкий генеральный штаб поставил перед своими войсками совершенно иную задачу. Главный удар был запланирован на южном направлении с целью овладения богатыми стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой. На южном направлении гитлеровцы достигли значительных успехов, заняв Донбасс, Ростов, Крым, нанесли Советской армии ощутимое поражение под Харьковом. (работа с картой). Наступление немецких войск сконцентрировалось на Сталинградском направлении.
Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен. Слайд 3.
Этапы Сталинградской битвы: (записать в тетрадях)
17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборонительные бои.
18 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. - контрнаступление советских войск под Сталинградом.
У: Оборонительный этап. Слайд 4,5.
Работа с документом: слайд 6.
1. - Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227?
2. Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением?
3. О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?
4. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?
5. Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях?
6. тывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите?
У: Основными противниками станут 62 армия под командованием генерала Чуйкова В.И.
и 64 армия под командованием Шумилова М.С. ( Сообщение учеников о командующих). Слайд 7
Физкультминутка.
У: 13 сентября начало штурма Сталинграда по приказу Гитлера .К вечеру овладели вокзалом. Слайд 8. Бои за город шли два месяца. Сражались за каждый дом, улицу, район. Обе воюющие стороны несли огромные потери. Силы немцев иссякли и они перешли к обороне 19 ноября 1942 г. (сопровождается показом по карте). Слайд 9,10, 11.
У: Операция по разгрому немецких войск под Сталинградом получила название “ Уран”. Большой вклад в подготовку этой операции внесли Г. К. Жуков и А. М. Василевский. Для осуществления поставленной задачи были созданы три новых фронта: Юго-Западный, Донской, Сталинградский. Слайды 12,13,14.
У: для уничтожения немецких войск необходимо было взять их в кольцо. Для этого надо было соединиться 62 и 64 армиям. Слайд 15.
У: Объединенные силы Юго- Западного, Сталинградского, Донского фронтов позволили прорвать оборону немецких войск и окружить 6 армию Паулюса в районе Калач – на Дону и замкнули кольцо (слайд № 15, 16, показ по карте)
2 февраля 1943 г. завершилась ликвидация немецкой группировки (слайд №17)
Вывод: Сталинградская битва – пример массового героизма, в которой проявились лучшие качества воинов – патриотов. Сталинградская битва шла 200 дней и ночей и стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны (делают учащиеся при помощи учителя) Слайды 18,19.
У: в память о героическом сражении была выпущена медаль (слайд № 20)
Учреждена Указом Президиума Верховного Совета от 22 декабря 1942 г.
Народ чтит память павших бойцов при обороне Сталинграда, преклоняет колени перед теми, кто выжил. В мирное время в Волгограде, бывшем Сталинграде установлен мемориал скульптора Вучетича Евгения Викторовича на Мамаевом кургане, сохранен как исторический памятник дом Павлова (слайды 10, 21-26)
IV.Подведение итога. Тест к уроку.
1. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошёл :
а) 1942-1943 гг.,
б) 1941-1942 гг.,
в) 1943-1944 гг.,
г) 1944-1945 гг.
2. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:
а) Гудериан,
б) Ф. Паулюс,
в) Г. Гот,
г) В. Лист.
3. План контрнаступления советских войск под Сталинградом назывался:
а) «Тайфун»,
б) «Барбаросса»,
в) «Уран»,
г) «Вайс».
4. К результатам Сталинградской битвы не относится:
а) укрепление антигитлеровской коалиции,
б) перерастание наступления под Сталинградом в общее стратегическое наступление,
в) реальное руководство военными действиями оставалось в руках И.В. Сталина,
г) победа положила начало коренному перелому в войне.
5. Приведите в соответствие следующие данные:
а) Донской,
б) Сталинградский,
в) Юго-Западный,
1) А.И. Ерёменко,
2) Н.Ф. Ватутин,
3) К.К. Рокоссовский.
6. Операция «Уран» разрабатывалась под руководством
а) Г.К. Жукова, А.М. Василевского,
б) Г.К. Жукова, Н.Ф. Ватутина,
в) А.М. Василевского, И.В. Сталина,
г) И.В. Сталина, Г.К. Жукова.
7. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде
а) 2 февраля 1942 г.,
б) 2 февраля 1943 г,
в) 2 января 1942 г.,
г) 2 января 1943 г.
8. Предъявил ультиматум о сдаче немецким войскам
а) Г.К. Жуков,
б) А.М. Василевский,
в) К.К. Рокоссовский,
г) Н.Ф. Ватутин.
9. Для оказания помощи оказавшимся в окружении в Сталинграде немецким войскам была послана немецкая группировка под руководством:
а) Паулюса,
б) Гота,
в) Манштейна,
г) Гудериана.
10. Значение Сталинградской битвы:
А) развеян миф о непобедимости германской армии,
Б) положен конец наступательным операциям вермахта,
В) обозначен коренной перелом в ходе ВОВ и Второй мировой войны.
V. Рефлексия. Выставление оценок. Д/з. п. 25.

У вас нет прав для создания комментариев.