Рабочая программа кружка «Исследователь»
Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 

МБОУ «Кулаевская СОШ»

Рабочая  программа кружка «Исследователь»

количество часов: 68,

возраст детей: 14-16 лет

(9-11 классы)

Руководитель кружка: Чижикова Т.М., учитель химии, биологии .

                                     Пестречинский район, с. Кулаево

Пояснительная записка

Цель: Оказание методической поддержки обучающимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Задачи:

1. Развитие у школьников навыков исследовательской деятельности.

2. Развитие самостоятельности, креативности мышления.

3.Расширение и углубление знаний  в области биологии и экологии.

    Хорошо поставленная исследовательская работа имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, способствует развитию креативности мышления. В процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента - основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за теми или иными явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.

Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы все это способствует развитию мышления учащихся, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания.

   Большое внимание в работе кружка уделяется проведению исследований по экологии.   Экологические проблемы – это проблемы, которые волнуют всё человечество. Конечно же и мы не можем оставаться в стороне от этих проблем. Поэтому последние проекты учащихся, которые были выполнены учащимися под моим руководством, были посвящены изучению экологических проблем нашего села.

Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, организацией экологических акций, общественно полезная работа по охране природы развивает у школьников исследовательские склонности, позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, помогает им выбрать будущую профессию.

Таким образом, внеклассная, работа по биологии и экологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, таки в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом.

Учащиеся должны знать:

  1.            Методы научного познания.
  2.            Методы поиска информации.
  3.            Последовательность оформления исследовательских работ.
  4.            Варианты представления результатов исследования.
    1.            Выполнять основные виды исследований.
    2.            Разрабатывать и оформлять научные проекты.
    3.            Проводить анализ достигнутых результатов.
    4.            Представлять результаты научно-исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь:

 

 

Содержание курса

Первый год обучения

№п/п

Тема

Количество часов

1.

Организационные занятия.

2

2.

Исследовательская деятельность, её назначение и задачи.

15

3.

Тема, цель и задачи исследований.

5

4.

Организация и методика исследований.

16

5.

Оформление полученных результатов.

5

6.

Представление результатов. Подготовка к защите. Защита исследовательских работ.

17

7.

Профессии, связанные с исследовательской деятельностью.

6

8.

Анализ достигнутых результатов. Подведение итогов работы за учебный год.

2

 

Итого

68

Тематический план. 68 часов.

Первый год обучения

№ п/п

В теме (в разделе)

Темы занятий

Форма проведения

Дата

1(1).

Организационные занятия.

Знакомство с планом работы кружка. Выборы актива. Выбор и закрепление за членами кружка объектов наблюдений. Фото.

 

2(1).

 

3(1).

Исследовательская деятельность, её назначение и задачи.

Лекция.

 

4(2).

Актуальные научные проблемы на новом технологическом этапе развития общества.

Лекция.

 

5(3).

Основные виды исследовательских работ.

Лекция. Демонстрация исследовательских работ.

 

6(4).

Доклад.  Стендовый доклад.

Лекция, беседа.

 

7(5).

Литературный обзор. Рецензия.

Обзор литературы. Анализ готовых рецензий.

 

8(6).

Научная статья. Научный отчёт.

Лекция. Обзор литературы.

 

9(7).

Реферат. Проект.

Лекция. Обзор литературы.

 

10(8).

Основные понятия научно-исследовательской работы.

Лекция.

 

11(9).

Виды исследований.

Лекция.

 

12(10).

Теоретические методы исследований.

Лекция. Анализ методов исследований.

 

13(11).

Практические методы исследований.

Экскурсия в природу.. Рассказ.

 

14(12).

Общая схема хода научного исследования.

Лекция.

 

15(13).

Методы научного познания.

Лекция.

 

16(14).

Поиск информации: виды информации.

Лекция, Поиск информации в интернете, из литературных источников.

 

17(15).

Методы поиска информации.

Лекция. Обзор литературы. Выход в интернет.

 

18(1).

Постановка проблемы. Выбор темы исследования.

Практическое занятие.

 

19(2).

Цели и задачи исследования.

Практическое занятие.

 

20(3).

Составление плана работы над темой исследования.

Практическое занятие.

 

21(4).

Обзор литературы. Составление банка данных.

Обзор литературы.

 

22(5).

Опытно-экспериментальная работа. Выбор темы и методики исследования.

Практическое занятие.

 

23(1).

Организация и методика исследования.

Практическое занятие.

 

24(2).

Организация исследований.

Консультации по их выполнению.

Практические занятия.

 

25(3).

 

26(4).

 

27(5).

 

28(6).

Способы диагностики результатов.

Лекция.

 

29(7).

Прогнозирование результатов исследований.

Практическое занятие.

 

30(8).

Оформление исследовательской работы.

Представление образцов исследовательских работ

 

31(9).

Оформление результатов исследований.

Представление образцов исследовательских работ.

 

32(10).

Оформление исследовательских работ.

Практические занятия.

 

33(11).

 

34(12).

Анализ полученных результатов, соответствие их прогнозам.

Анализ результатов.

Демонстрация собранного материала.

 

35(13).

Анализ полученных результатов.

Практическое занятие.

 

36(14).

Выводы и рекомендации по тематике исследований.

Коллективное обсуждение.

 

37(15).

Выводы и рекомендации по тематике исследований.

Практическое занятие.

 

38(16).

Подведение итогов работы над проектами.

Коллективное обсуждение.

 

39(1).

Общее оформление исследовательских работ.

Лекция.

 

40(2).

Индивидуальные консультации по выполнению и оформлению исследовательских работ.

Консультации.

Представление образцов исследовательских работ.

 

41(3).

 

42(4).

Анализ достигнутых результатов.

Анализ достигнутых результатов.

 

43(5).

Анализ достигнутых результатов.

Практическое занятие.

 

44(1).

Подготовка к защите.

Подготовка плана, текста доклада для выступления.

Практическое занятие.

 

45(2).

 

46(3).

Индивидуальные консультации по подготовке докладов для выступлений.

Консультации.

 

47(4).

 

48(5).

 

49(6).

Изготовление текстов, макетов, схем, чертежей и других пособий.

Практическое занятие.

 

50(7).

Изготовление слайдов. Слайдовая презентация.

Практические занятия.

 

51(8).

 

52(9).

 

53(10).

Составление рецензии на исследовательские работы.

Практические занятия.

 

54(11).

 

55(12).

 

56(13).

Устранение недостатков, рекомендаций, замечаний.

Консультация.

 

57(14).

Требования к защите проектов.

Лекция, беседа.

 

58(15).

Выступление с докладом по проделанной работе.

Представление результатов работы.

 

59(16).

Защита исследовательских работ.

Самопрезентация.

 

60(17).

 

61(1).

Профессии, связанные с исследовательской деятельностью.

Лекция.

Обсуждение.

 

62(2).

Профессиональные пробы. Анкетирование.

Практическое занятие.

 

63(3).

Мониторинг результатов всех исследовательских работ.

Мониторинг полученных результатов.

 

64(4).

Коллективный самоанализ проектов и самооценка деятельности.

Коллективный самоанализ.

Дискуссия.

 

65(5).

Межпредметные проекты.

Лекция, обсуждение.

 

66(6).

Надпредметные проекты.

Лекция, обсуждение.

 

67(1).

Анализ достигнутых результатов.

Анализ работы за год.

 

68(2).

Подведение итогов работы за учебный год.

Анализ работы за год.

 

Тематический план

Первый год обучения

№ п/п

Содержание

Количество часов по разделу

Количество часов по

теме

Форма проведения занятий

Сентябрь

1 – 2.

Организационные занятия

2

2

Знакомство с планом работы кружка. Выборы актива. Выбор и закрепление за членами кружка объектов наблюдений. Фото.

 

Исследовательская деятельность, её назначение и задачи.

15

   

3.

Значение исследовательской деятельности. Основные понятия, необходимые при выполнении научно-исследовательских работ.

 

1

Лекция

4.

Актуальные научные проблемы на новом технологическом этапе развития общества.

 

1

 

5.

Основные виды исследовательских работ.

 

1

Обзор литературы

6.

Доклад. Стендовый доклад.

 

1

 

7.

Литературный обзор. Рецензия.

 

1

 

8.

Научная статья. Научный отчёт.

 

1

 

Октябрь

9.

Реферат. Проект.

 

1

 

10.

Основные понятия научно-исследовательской работы.

 

1

 

11.

Виды исследований.

 

1

 
 

Флора и фауна Республики Татарстан.

18

   

7 – 8.

Листья желтые летят

 

6

Причины изменения окраски листьев осенью. Беседа о значении листопада. Конкурс поделок из природного материала.

Ноябрь

9.

Растительность Республики Татарстан (деревья и кустарники).

 

3

Беседа, рассказ преподавателя, просмотр

иллюстраций, видеозаписей.

10.

Перелетные птицы и теплокровные животные Татарстана

 

3

Беседа, рассказ преподавателя, просмотр

иллюстраций, видеозаписей.

11.

Осенний клуб «почемучек»

 

3

Занимательный материал. Конкурс пословиц, поговорок, загадок об осени.

Декабрь

11.

Акция «Каждой пичужке – наша кормушка!»

 

3

Конкурс кормушек

 

Охрана природы

9

   

12 – 13.

Охрана природы в нашей стране

 

6

Беседа, обзор прессы по данному вопросу, подготовка сообщений, обсуждение сообщений.

14.

Природа родного края

 

3

Поездка в отдел природы краеведческого музея.

Январь

 

Фенологические наблюдения

12

   

15 – 16.

Растения и животные зимой.

 

6

Наблюдение за растениями  и животными зимой на пришкольном участке. Фото.

17 – 18.

Знатоки природы

 

6

Дидактические игры («Где детки этой ветки?», «Путаница», «Лесные разведчики»)

Февраль

 

Зима в творчестве русского народа

12

 

 

19.

Зима в русском фольклоре.

 

3

Конкурс пословиц, поговорок, загадок о зиме. Народные приметы о погоде.

20.

Красавица-зима.

 

3

Беседа о красоте зимней природы. Зима в произведениях поэтов, прозаиков, художников, композиторов.

21.

Подготовка к празднику «Зимняя сказка»

 

3

 

22.

Проведение праздника «Зимняя сказка»

 

3

 

Март

 

Царица-водица

12

   

23.

Вечная слава воде!

 

3

Беседа о значении воды в природе

24.

Путешествия капельки.

 

3

Круговорот воды в природе. Рассказ учителя. Экологические сказки.

25.

Причины  загрязнения водоемов. Охрана водных ресурсов

 

3

Беседа. Рассказ учителя.

 

Фенологические наблюдения

24

   

26.

Весна пришла.

 

3

Прогулка в лес. Наблюдения за признаками весны: изменение высоты солнца, температуры, капель.

Апрель

27.

Жизнь животных весной

 

3

Беседа об изменениях в жизни зверей, птиц, насекомых.

28.

Вестники весны

 

3

Наблюдение за прилетевшими птицами.

29 – 30.

Подготовка и проведение праздника «День птиц»

 

6

 

Май

31 – 32.

Весенние первоцветы.

 

6

Прогулка в лес. Изучение травянистых растений, деревьев, кустарников. Охрана первоцветов.

33.

Весна красна.

 

3

Весенний КВН.

34.

Организационное занятие.

 

3

Однодневный поход.

У вас нет прав для создания комментариев.