Методическая разработка внеклассного мероприятия «Жизнь, отданная борьбе…»
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Методическая разработка  внеклассного мероприятия «Жизнь, отданная борьбе…»

(Литературно — музыкальная композиция, посвященная творчеству Мусы   Джалиля)

                                                              Учитель татарского языка и литературы Ибраева Л.Р



В 2016 году народ Республики Татарстан отмечал большой праздник – 110 летие со дня рождения Мусы Джалиля. Эта литературно-музыкальная композиция – утверждение бессмертия творчества великого поэта – патриота.

Оборудование: Портрет поэта М. Джалиля с надписью “Муса Джалиль, 1906-1944”; плакат со словами из его стихотворения.

“Песнь свою я посвятил народу.
Жизнь свою народу отдаю”.
Муса Джалиль.

Плакат с цитатой С. Вургуна: “Велик народ, который дал такого поэта, как Муса Джалиль”; выставка – витрина из его произведений; эпизод сельского дома; предметы военного времени, характерные для поля боя.

Открывается занавес. С двух сторон на сцену выходят ведущие. В это время звучат аккорды к песне “Мои песни” (слова М. Джалиля , музыка С. Сайдашева).

1 ведущий:

- Добрый день, дорогие гости, уважаемые учителя, любимые ученики! В 2016 году в Республике Татарстан отмечался большой праздник, посвященный 110-летию со дня рождения Мусы Джалиля – любимого сына татарского народа, Героя Советского Союза, Лауреата Ленинской премии. Данное мероприятие утверждает бессмертие творчества великого поэта.

Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенила в народе, 
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
(“Мои песни”).

2 ведущий:

“Моя жизнь была одной грустной песней”, - говорит поэт. А для нас имя его стало песней, прозвучавшей на весь мир. Народ был потрясен, прочитав его стихотворения, созданные в плену, перед казнью.

Жить бесполезно – лучше уж не жить:
На ровном месте кочкою служить.
Свети потомкам нашим, как маяк
Свети как человек, а не светляк. 
(“Один совет”).

1 ведущий:

- Да, стихотворения, песни Мусы Джалиля бессмертны! Его слова светят маяком и проходят сквозь поколения.

Звучит песня “Деревенская мелодия”.

2 ведущий

- Истоки творческого пути Мусы Джалиля начинаются в его родной деревне Мустафа. Он родился 15 февраля 1906 года в этой деревне Оренбургской губернии. Муса был низкорослый, черноволосый, кареглазый, очень шустрый мальчик. Несмотря на бедную жизнь, отец его, дядя Мустафа, старался дать своим детям образование. С шести лет Муса начинает учиться в деревенском медресе, проявляет себя умным и смекалистым учеником.

1 ведущий:

- С 13 лет Муса Джалиль начинает писать стихотворения. Его жизнь и творчество связаны с детьми. Он любил веселых, озорных, дисциплинированных, старательных и трудолюбивых детей. И сам в детстве был таким. Он создал для детского чтения стихотворения, песни, подвижно - игровые песни, пьесы. А теперь давайте послушаем его стихотворения, написанные для детей.

На сцену выходят чтецы, звучат стихотворения:

1. “Часы”;
2. “Мой пес”;
3. “Вороватый котенок”;
4. “Сосед”;
5. “Юные друзья”;
6. “Звезды”.

После этого проводится песенно-подвижная игра “Покажи-ка, малыш”.

Стихотворение “Заяц” рассказывается и проигрывается.

2 ведущий:

- Деревня Мустафы была расположена на живописном берегу реки Нит. Маленькому Мусе казалось, что нет на земле более красивого места, чем его родина. Со всех сторон деревня была окружена цветущими лугами, а родник в ней звенел очаровательно. Звучит песня “Родник” на слова поэта.

1 ведущий:

- В стихотворениях поэта звучат любовь к природе, забота о ней, восхищение красотой. Муса Джалиль призывает детей беречь окружающую среду, приумножать ее богатства, сажая цветы и деревья. А теперь послушайте стихотворения, посвященные природе.

1. “Осень”;
2. “Садовник”;
3. Песня “Праздник урожая”;
4. “Цветы”;
5. “Май”.

Учащиеся хором поют “Песня ручья”.

Песня ручья

Ручей поет, струится под горой,
В густой осоке исчезая вдруг.
Звенящей песней, сладостной водой
Поит он все живущее вокруг.
Земля цветет, испив его воды,
Купаются в нем ветки ивняка.
И соловьи поют на все лады – 
Их вдохновляет песня родника…
И я хотел бы
Жизненный свой путь
Со звонкой песней, как ручей, пройти,
Земли родимой орошая грудь,
Сердцам давая силу расцвести!

2 ведущий:

- В 1931 году М. Джалиль заканчивает литературный факультет Московского государственного университета. В 1934 году открывается студия Татарской оперы при Московской государственной консерватории. Муса Джалиль работает в литературном отделе этой студии. Затем он приезжает в Казань и продолжает работу руководителем литературного отдела Театра оперы, одновременно пишет либретту “Алтынчеч”. На основе этого литературно-музыкального произведения Н. Жиганов создает оперу.

Звучит отрывок из либретто “Алтынчеч”.

1 ведущий:

- Грабители рвутся в наш отчий дом,
Чтоб счастье отнять у страны родной,
Вставай, на край, на борьбу с врагом,
Мы в бурю вступаем, в последний бой!

1941 год. Начинается Великая Отечественная война. По зову Отчизны Муса Джалиль становится в ряды защитников Родины.

 2 ведущий:

- Война - это трагедия для всех. Мусе Джалилю было всего 35 лет, когда он уходил на войну. С женой Аминой они прожили только 7 лет. В книге “Муса Джалиль” (Казань, 1976) Амина Джалилова пишет: “ В довоенные 7 лет, в самый творческий период Мусы мы жили очень дружно. Дочь Чулпан была самой большой радостью для нас обоих”. Уходя на войну, поэт, прощаясь с друзьями и близкими, пишет стихотворения “Разлука”, “Прощай, моя умница”.

“… Чтоб нашего счастья врагам не отдать, 
Тебя я покинул, родная…
Я – раненный – грудью вперед упаду,
Дорогу врагу преграждая.
Спокоен и радостен будет мой сон, 
Коль жизнь подарю я отчизне,
А сердце бессмертное в сердце твоем
Забьется, как билось при жизни
Прощай, моя умница. Этот привет
Я с ветром тебе посылаю,
Я сердце тебе посылаю свое,
Где пламя не меркнет, пылая”.

2 ведущий:

- Война не заставила поэта растеряться. Муса был внутренне готов к ней и буквально с первых же дней, еще не взяв в руки боевого оружия, начал сражаться с врагом пером поэта. Поэт глубоко возмущен посягательством фашистов на мирный труд людей к борьбе до последнего дыхания.

Учащиеся выходят на сцену и читают стихотворения:

1 “На память другу”
2 “След”
3 “Моей дочери Чулпан”.

1 ведущий:

- Летом 1942 года 2-я ударная армия, в рядах которой сражался поэт, была уже полностью окружена и отрезана от основных сил. В одной из битв, прорываясь к своим, тяжело раненный М. Джалиль попадает в плен.

Учащиеся:

“Прости, Родина”.
2. “Другу”
3. “Не верь”.

Другу.

Не горюй, что рано умираем…
Мы не из тех, кто мог с пути свернуть!
Мы умираем на переднем крае,
Нас перед смертью не в чем упрекнуть.
Ведь жизнь не измеряется годами,
А в списках смерти – мало ли имен?
Но, может быть, и нашей крови пламя
Еще взойдет бессмертием знамен.
Я клятву дал – служить своей Отчизне,
Пока живая кровь гудит во мне.
Да если б ты имел и сотню жизней,
Ты разве их не отдал бы стране!..

2 ведущий:

- В конце 1942 года его переводят в Польшу, в польскую крепость Демблин. Фашисты развернули формирование так называемых “национальных легионов”. М. Джалиль организовал легион “Идель-Урал” и был духовной опорой советских солдат через свои патриотические стихотворения, призывающие к мужеству и верности.

Моабитская тюрьма. Стихи, созданные в Моабитской тюрьме, - не просто человеческий документ, но и самая высокая поэзия. Эту поэзию отличает подлинная внутренняя культура, уверенное владение стихом, глубокая национальная основа.

Моабитский цикл – это наивысшее достижение татарской поэзии периода Отечественной войны и одна из вершин всей многонациональной литературы.

1 ведущий:

Одно из главных достоинств моабитского цикла, обеспечивающих ему широчайшую популярность и всемирную известность, - это ощущения подлинности чувств. Мы верим буквально каждому слову поэта, ощущаем ледяное дыхание смерти, стоявшей за его спиной. И острая боль разлуки, и тоска по воле, и горечь, и сомнения, и гордое презрение к смерти, и ненависть к врагу – все это воссоздано с поразительной, потрясающий душу силой.

Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Учащиеся читают:

“Палачу”.
“Сила Джигита”.
“Не верь”.

Сила Джигита.

Всем сердцем соколиным, всей душой
Дав клятву верности народу,
Он на плечо повесил автомат,
Сел на коня, готов к походу.
И там, где он прошел, был ворог смят – 
Валились пушки, танки тлели.
Откуда эта сила и огонь
В его как будто слабом теле?
Как знамя, верность родине подняв,
Джигит прошел огонь и воду,
Не автоматом, не конем силен,
А клятвою своей народу.

2 ведущий:

- Вера поэта в светлое будущее была настолько сильной, что в самое накалённое время войны он пишет стихотворение (чтение стихотворений).

“Красная ромашка” и балладу
“Соловей и родник”.

1 ведущий:

- В стихотворениях М. Джалиля судьба поэта и судьба родины тесно переплетаются.

Образ матери проходит сквозной линией в его творчестве. “Мать”, “Молодая мать”, “Праздник матери”. В этих произведениях отражаются самые святые чувства, идущие из глубины души, великая любовь к матери.

1. “Молодая мать”.

2. “Праздник матери” - сценарий (представляются сценические эпизоды из жизни, творчества поэта).

На сцену выходит мать поэта.

Мать:

- Жду утром
И вечером жду
Выходит поэт.
Поэт: - Здравствуйте.
Мать: - Здравствуй, сынок!
Поэт: - Я не знаю, как вас величать.
Мать: Назови “бабушка Рахима”, сынок.
Поэт: - Нет, я не смею вас так просто называть.
Мать: - А ты сам кто, сынок?
Поэт: - Я пришел к Вам из будущего.
Мать: - Да. А что ты хотел, сынок?
Поэт: - Вы – мать, которая родила на свет Мусу Джалиля.
Мать: - Да, подарила ему жизнь, а теперь страдаю от тоски, не могу встретиться. Вырастают и теряются, вырастают и исчезают.
Поэт: - Ваши дети не потерялись, великая Мать!
Мать: - Не возвращаются ведь!
Поэт: - Живые служат Родине, а те, что ушли, оставили за собой яркий свет.
Мать: - А ты не знаешь, где мой сын Муса?
Поэт: - В душе народа. Вы ушли из жизни рановато, не успели увидеть, каких вершин достиг Муса.
Мать: - Спасибо за доброе слово, сынок. Передай спасибо за то, что не опозорил отца и мать перед Родиной.
Поэт: - Это вы его научили быть верным Родине.
Мать: - Я их напутствовала всего лишь красиво жить и быть хорошими. А быть верными Родине их научила Родина.

1 ведущий:

- В 1946 году разными сложными путями, через тернии в Казань возвращается первый цикл стихотворений “Моабитская тетрадь”. Путь еще сложнее проходит второй цикл “Моабитской тетради”. В 1947 году Андре Тиммерманс передает его через советского посла в Москву. Только в 1953 году стихотворения поэта выходят в свет. 2 февраля 1956 года М. Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. 22 апреля 1957 года Мусе Джалилю присуждается Ленинская премия за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь”.

2 ведущий:

- Да, Джалиль – Герой Советского Союза, бесстрашный сын татарского народа, и еще не одно поколение будет гордиться им. Ему возведен памятник у стен Казанского Кремля, Татарский государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля – украшение нашей столицы.

Музей – квартира на улице Горького привлекает к себе любителей творчества поэта и всегда бывает полон гостей.

Звучит песня “Мои песни”.

1 ведущий:

- 5 мая 1990 года джалильцы награждены орденом Отечественной войны I степени. Жизнь, превращенная в песню, творчество поэта вечно.

Муса Джалиль, подобно тысячелетнему дубу, будет на своем месте.
Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже, позаметней,
Чтоб твое осталось дело
Словно дуб тысячелетний.

2 ведущий:

“Народ, родивший такого великого поэта, как Муса Джалиль, велик”, - писал С. Вургун. Поэт – герой, прославивший Татарстан, привлекает к себе все больше и больше поклонников.

Звучит песня: “Я люблю тебя, Татарстан”.

2 ведущий:

- На этом заканчивается наша литературно-музыкальная композиция, посвященная Мусе Джалилю. Спасибо за внимание.

 Использованная литература.

“Муса Джалиль”. Казань. Татарское книжное издательство, 1966 год.

“Муса Джалиль”. Казань стихотворения. Татарское книжное издательство, 1979 год.

Муса Джалиль “Красная ромашка”. Казань. Татарское книжное издательство, 1981 год.

“По следам поэта героя” Р. Мустафин. Казань. Татарское книжное издательство, 1973 г.

“История татарской литературы”. Казань. Татарское книжное издательство, 1989 г.

“Сборник песен”. Казань. Татарское книжное издательство, 1972 г.

Муса Джалиль и музыка (аудио и выдеокассеты).

“Вспоминая о Мусе”. Казань. Татарское книжное издательство, 1964 г.

У вас нет прав для создания комментариев.