Русская матрешка
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
МБОУ «Аксубаевский лицей»

Урок
изобразительного искусства
«Русская матрешка»

Выполнила: Гизатуллина Альбина Хакимовна
учитель изобразительного искусства и технологии
I квалификационной категории

2013 год
Тема: « Русские матрешки».
Цели урока: Изучение материала о выразительных средствах изобразительного искусства.
Задачи урока: Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, аккуратность в работе
Оборудование:
Для учителя:
• компьютерный класс;
• мультимедиапроектор;
• предметы народного творчества – матрешки;
• картинки с видами матрешек;
Для учащихся:
• заготовки – шаблоны;
• краски;
• карандаш ТМ, М;
• ластик;
• кисти;
• баночка для воды
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы:
• словесный (беседа)
• наглядно - демонстрационный,
• практический,
• информационно-коммуникационный
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Вступление
Добрый день, ребята. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
- Вы любите играть? А в какие игрушки Вы играете?
Да, в детстве все любят играть. Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Когда-то давным-давно в России, где еще не было специальных фабрик детских игрушек, в деревнях и посадов городов мастерили народные мастера всякие игрушки и забавы.
- Как вы думаете, из каких материалов изготавливали в старину игрушки?
(Их лепили из глины, обжигали в печах, резали из дерева, мастерили из бересты и соломы, из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек)

3. Актуализация имеющихся знаний
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с игрушкой, которая относится к художественным народным промыслам. О какой игрушке идет речь, вы мне сейчас скажите сами, послушав загадку:
Слайд 2
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
Слайд 3
- правильно (показ матрешки).
Предлагаю совершить путешествие на древнюю фабрику матрешек.
- Это известная во всем мире кукла. Но она необычная. Как вы думаете почему?
- в ней прячется целое семейство. (вызвать ученика, приглашая раскрыть матрешку и выставить все семейство).
- а знаете ли вы, где впервые появилась первая матрешка?
4. Формирование новых понятий и способов действия.
Рассказ учителя:
Слайд 4
Нашей матрешке более 100 лет. А начиналось все вот как… Однажды в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу.
И вот русская деревянная кукла – матрешка «родилась» в конце 19 века в Сергиевском Посаде. Авторами были подольский токарь Звездочкин и художник Малютин. Первая матрешка состояла из 8 фигурок. Изображала она девочку в платье и сарафане с черным петухом в руках. Матрешка сразу понравилась и взрослым и детям. Нравилась ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство.
В чем же секрет такого успеха? Образ женщины всегда почитался в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы – символа добра и благополучия. « Лебедушка», «пава», « голубка» - так величали женщин поэзии. Суть русской матрешки – пожелание любви и дружбы, счастья и благополучия.
Три вида наиболее известных матрешек.
У каждой матрешки есть и родные сестра, которые изготавливают на фабриках многих городов. На разных фабриках матрешки расписываются по-разному. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат.
Ребята, сравнивая их вы научитесь отличать матрешек из городов Семеново, Сергиево - Посада и Полховского Майдана.

а) Слайд 5
Я из Сергиева Пасада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
На Загорской( Сергиев-Посад) матрешке четко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Сергиево-Посадская матрешка имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”
б) Слайд 6
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Семеновскую матрешку отличают от Загорской большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов. В манере росписи угадывается влияние хохломы, и центр Золотой хохломы находится в этом же городе – Семенове. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, который резко переходит в утолщённый “низ”
в) Слайд 7
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Матрешка в Полховском Майдане появилась тоже не случайно. Это большое село на юге Нижегородской области – центр народного художественного промысла, где производят разные деревянные игрушки и домашнюю утварь. Матрешка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами у нее нет таких конкретных деталей, как руки, сарафан, кофта, характерных для Загорской м семеновской матрешек. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри». Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастерицы в росписи матрешек.
Слайд 8
Авторская матрешка
В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.
5. Технология изготовления.
Как рождается матрешка
Слад 9
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала обтачивают самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...
Как расписывают матрешку
• Шлифовка заготовки
• Обводка контура узора
• Прорисовывании фона
• Прорисовывание деталей
• Окончательная обводка
• Лакировка
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам станцевать танец матрешек и немного отдохнуть.
6. Физкультминутка.
Слайд 10
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево).
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа. Повторить 2–3 раза).

7. Практическая работа:
- А сейчас я вам раздам заготовки - шаблоны, и вы самостоятельно выполните роспись игрушки матрешки. Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи. После окончания работы мы с вами устроим выставку.
- Таблицы с элементами цветоведения помогут вам, ребята, вспомнить, как, опираясь на основные цвета (красный, синий, желтый), получить оранжевый, фиолетовый, зеленый цвета, а, используя белый и черный цвет, холодные и теплые оттенки.
- Итак, переходим к выполнению нашей практической части.
8. Подведение итогов:
А) организация выставки:
- Чья матрешка вам нравится больше всего? Почему?
Б) Рефлексия:
- Ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.
- Как вы узнали, что вы добились своей цели?
- Что использовали вы для достижения своей цели?
- Как вы справлялись с трудностями на своем пути?
- Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии. До свидания!

У вас нет прав для создания комментариев.