«Развитие навыков исполнения приёма игры «тирандо» на начальном этапе обучения на гитаре в ДМШ».
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
МБОУ ДОД «ДМШ г. Зеленодольска РТ»

Авторская методическая разработка

«Развитие навыков исполнения приёма игры «тирандо»
на начальном этапе обучения на гитаре в ДМШ».

Автор работы:

Королькова Евгения Владимировна,

педагог ДМШ высшей категории
по специальности «Классическая гитара».

2013 год.

Основное содержание.

Считаю важным и основополагающим процессом начального обучения на гитаре в ДМШ развитие навыков игры правой рукой приёма «тирандо». Определение этого термина неоднозначно. Как правило, под данным приёмом игры подразумевают звукоизвлечение - щипок струны без опоры. С испанского tirando – «натягивая», «бросать». Под «тирандо» в своей работе я подразумеваю прожим струны без опоры с использованием всей фаланги пальца-«рычага». Звук при такой атаке струны получается плотным, как при игре «апояндо», подвижность и мобильность пальцев относительно струн и друг друга позволяет развивать техничность исполнения, осваивать игру в подвижных темпах уже на начальном этапе обучения.
Считаю нужным освоение данного приёма игры в несколько этапов:
1. Базовый.
Освоение игры отдельно каждым пальцем (i, m, a,). Палец p выполняет функцию опоры на 6-й струне, фиксации кисти и положения остальных игровых пальцев относительно струн. Исхожу из принципа построения пальцев на струнах как при игре арпеджио, где пальцу i соответствует 3-я струна, пальцу m – 2-я струна, пальцу a – 1-я струна. Каждый палец играет автономно, прослушивается каждый извлекаемый звук до конца, минимизируется контакт пальца со струной во время звукоизвлечения. Положение пальцев относительно друг друга: i – самый собранный, m – чуть более «открытый», a – самый «открытый». Положение пальцев, стоящих одновременно на струнах, образует прямую, примерно перпендикулярную прямым, образованным натянутыми струнами. Важна фиксация кисти, ее неподвижность, также не должны «помогать» игре предплечие, плечо правой руки. При таком звукоизвлечении достигается минимальная затрата сил на проделанную работу, что помогает в дальнейшем не испытывать трудности в игре долгих технически трудных частей произведения.

2. Освоение исполнения одноголосных мелодических линий.
Этот период предлагаю разделить на несколько этапов:
1. Игра пальцами i – m по одной струне (отдельно по 1-й, 2-й, 3-й ). Важно следить за принципом постоянного движения пальцев «на опережение». Первый палец проигрывает, следующий – в этот момент делает замах к струне. Для детей можно сделать это упражнение в форме игры-ассоциации – «велосипедист», «ножницы», «бегун», «лыжник» и др. Важно дослушивать каждый звук, прикасаться к струне только в момент звукоизвлечения следующим пальцем. Полезно поиграть данное упражнение с пением, под счет (ориентир момента прожатия струны - на гласные в словах «раз», «два»). Важно добиваться равнозначного динамического результата получаемых звуков при игре по одной струне разными пальцами.

2. Игра пальцами I – m на разных, соседних по расположению на инструменте, верхних струнах. Здесь возможны два варианта: i – на 3-й, m – на 2-й и I – на 2-й, m – на 1-й. Принцип звукоизвлечения, действия пальцев относительно друг друга остаются те же. Палец m ориентируется на более высокую струну, соответственно, чуть «раскрывается» по отношению к i. Важно следить за положением пальца a и мизинца во время игры – они не должны быть зажаты, чрезмерно согнуты или поджаты в ладонь.

3. Подключаем игру пальца а к играющим пальцам. Игра простейших арпеджио на трех струнах.

Считаю игру трехпальцевой техникой мелодических линий малоэффективной в большинстве случаев на начальном этапе обучения, так как она требует больших усилий как умственных, так и физических со стороны ребенка.

Игра тремя пальцами простых арпеджио, где палец p выполняет функцию опоры на 6-й струне, пальцы i, m, a – играют на 3-й, 2-й, 1-й струнах соответственно:
I – m – a, на счет «раз – два- три»,
a- m – i, на счет «раз – два – три»,
I – a – m, на счет «раз – два – три»,
I – m – a – m, на счет «раз-два-три-четыре» и др.
Важно обратить внимание ученика на акцент на счет «раз», выработать умение слышать ударение и исполнять его как более активный прожим струны пальцем правой руки.
Работу пальцев «на опережение» сохраняем и на этом этапе, особенно – в переходе I – a, a – I. Следим за аккуратной игрой пальца а, который часто мало контролируется учеником.
Пальцы работают «в ладонь», под палец р.
4. Игра арпеджио с использованием всех четырех игровых пальцев правой руки.
Игра пальца p изначально показывается мной приёмом «апояндо» для сохранения функции кратковременной опоры и фиксации положения кисти относительно струн на гитаре. По этой причине я не рассматриваю в данной работе отработку игры пальцем p, но упоминаю в связи с игрой арпеджио с применением баса на одной из трех нижних струн. Это даёт ученику навык игры полновесного арпеджио с басом, заставляет ассоциировать восприятие арпеджио с таким звучанием.
Варианты арпеджио:
P – I – m – a,
P – a – m- i,
P – I – a – m, счет «1-2-3-4»,
P – I – m – a – m – I, на счет «1-2-3-1-2-3»,
P – I – m – I – a – I – m – i, на счет «1-и-2-и-3-и-4-и».
Важно добиваться от ученика динамически ровного звучания, равнозначных по силе звука акцентов на счет «раз», равного по темпу проигрывания с движением пальцев «на опережение» к своей струне, дослушивания каждого звука, проигрывание штрихом легато.

5. Игра интервалов.
Здесь нужно рассмотреть два аппликатурных варианта проигрывания интервалов:
1) Игра пальцами I – m или m – a или I – a. Палец p – выполняет функцию опоры на 6-й струне. Все соединения играются, исходя из положения пальцев на руке. Если пальцы находятся рядом, то и играют они звуки интервала, находящиеся на соседних струнах (I – m, m – a). Если через палец – то и игра – через струну (I – a). Используются для упражнений верхние струны.
Можно составить упражнение-цепочку из интервалов, выполнять ее под счет: i-m на счет «раз», m – a на счет «два», I – a на счет «три». Положение пальцев относительно струн – как при игре арпеджио.
Важно следить за одновременной игрой пальцев, их совместном движении. Можно «собрать» подушечки играющих пальцев ученика друг к другу, провести ассоциацию «одной ноги». Использовать «Правило Интервала» – верхний звук в интервале играется ярче, для чего прожим струны начинается от пальца, играющего на более верхней струне. Следим за автономным движением пальцев без поддержки какими-либо движениями кисти, предплечья, плеча. Пальцы работают «в ладонь», под палец р.

2) Игра пальцами p – i , p – m, p – a интервалов.
На этом этапе освоения «тирандо» мы переходим к игре пальцами правой руки без опоры. Важно выработать совместное одновременное движение в сторону друг друга пальцев i-m-a и пальца p при неподвижной устойчивой кисти. Положение пальцев относительно верхних струн аналогично как при игре арпеджио.
Следить за одновременным замахом пальцев к своим струнам, одновременным звукоизвлечением.
В качестве упражнения можно поиграть каждый такой интервал с игрой пальца p на 6-й, на 5-й, на 4-й струнах отдельно и последовательно. Следить за ориентиром пальца, играющего нижний звук интервала, на конкретную струну. При этом палец p – наоборот, делает свободный замах и тянется к своей струне при общей неподвижности кисти.
Как итоговое упражнение – собираем интервалы- аппликатурные варианты в цепочку, играем под счет. Например: p-i, затем p-m, затем p-a. Следим за Правилом Интервала.

3) Как усложненное задание можно выполнять упражнение – сочетание аппликатур пальцев интервалов из 1) и 2) упражнений.

6. Игра аккордов.
Игра аккордов правой рукой обуславливается слаженным единым движением пальцев правой руки. Варианты аппликатуры игры аккорда зависят от количества нот, входящих в данное звуковое соединение, от расположения нот его на струнах гитары. Осваивать аккорды предлагаю в несколько этапов:
1) Игра трехзвучных аккордов пальцами i-m-a на 3-2-1 струнах соответственно. Палец p при этом выполняет функцию опоры на 6-й струне. Важно ощущать все три пальца руки единым целым, собрать подушечки пальцев друг к другу (по аналогии с отработкой интервалов i-m пальцами). Верхний звук при этом должен звучать ярче, прожим струн тремя пальцами ведется от a, играющего верхний звук аккорда. При чередовании аккордов важно дослушивать каждый, не ставя пальцы на струны заранее.
2) Игра трехзвучных аккордов в аппликатуре p-i-m, p-m-a, p-i-a. Принцип игры их такой же, как и интервалов p-i, p-m, p-a. Важно совместное одновременное действие пальцами, четкое обозначение крайних звуков аккорда – баса и верхнего голоса за счет цепкого активного прожатия струн соответствующими пальцами правой руки.
3) Игра четырехзвучных аккордов пальцами p-i-m-a. Важно работать пальцами руки, не задействуя при этом кисть правой руки, обозначать крайние звуки аккорда.

ИТОГ.
Мы ознакомились с использованием «тирандо» в различных соединениях звуков, используемых в произведениях для учеников ДМШ на начальном этапе обучения. Данные упражнения позволят понять, освоить, развить навыки игры данного приёма с первых уроков игры на инструменте без возникновения проблем зажатия руки, тихого звукоизвлечения и других недостатков гитарного исполнительства. Простота, доступность данного метода освоения позволят сделать занятия интересными и результативными с первых нот.

У вас нет прав для создания комментариев.