Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное  бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

 

 

                                  Методическая разработка

Первоначальные навыки обучения игре

 на фортепиано

Составитель:

МухамадееваЗульфияМаратовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

2017 г.

Введение

Дополнительное образование детей является важной составляющей образовательного пространства в современном российском обществе. Оно востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Процесс воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования осуществляется с учетом индивидуальных особенностей развития, способностей, потребностей и интересов детей, что способствует их самовыражению и самореализации. Одним из важнейших направлений в современном дополнительном образовании является художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве. В процессе художественно-эстетического воспитания в ребенке воспитывается стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщаться к художественной деятельности, а также развиваются творческие способности. Музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Музыкальное развитие с раннего детства является наиболее благоприятным периодом для вхождения ребенка в чудесный мир музыки и продолжает быть одним из самых востребованных направлений системы дополнительного образования детей.Значение развития ребенка с помощью средств музыкального искусства настолько велико, что его трудно переоценить. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. С древнейших времен известна сила музыки, которая наилучшим образом воздействует на личность человека, облагораживает и обогащает ее.

 Один из центральных разделов музыкального воспитания – это обучение игре на фортепиано. В течение веков этот вид искусства привлекает детей и их родителей своей зрелищностью и яркой художественно-эстетической направленностью. Можно сказать, что фортепиано давно стало традиционным инструментом в системе дополнительного музыкального образования. Также широко известен факт стимулирующего значения совершенствования мелкой моторики на психическое и эмоциональное развитие детей. Уровень интеллектуального развития, развитие речи, внимания, воображения, пространственного мышления находится в прямой зависимости от сформированности точных движений пальцев рук. В данной работе  рассматриваются особенности обучения детей в классе специального фортепиано. А конкретно - формирование умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения юных пианистов.

Известно, что первые годы воспитания и обучения игре на инструменте являются своеобразным этапом, на котором постепенно раскрываются особенности общемузыкального и музыкально-профессионального развития ребенка. От первых месяцев и следующих двух-трех лет занятий во многом зависит дальнейший путь юного музыканта. Известные педагоги внесли неоценимый вклад в дело воспитания пианистов, создав художественно-педагогическую фортепианную литературу для детей. Среди них: А.Артоболевская, А. Бирмак, Й. Гат, Н. Голубовская, И. Гофман, А. Гольденвейзер и многие другие. Несмотря на различия их подходов к фортепианной педагогике, обоснованные идейно-художественными, воспитательными и педагогическими тенденциями того или иного временного периода, предельно ясно выступают общие закономерности в воспитании и пианистическом развитии.

Целью настоящей работы является воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано, подбор и описание методов и приемов обучения игре на фортепиано.

Объектом работы выступает учебно-воспитательный процесс в классе фортепиано.

Предметом - формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на фортепиано у детей младшего школьного возраста.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

Выявление особенностей развития учащихся-пианистов на начальном этапе;·

Подбор упражнений и музыкальных пьес, направленных на формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Организация учебного процесса.

Далеко не все дети проходят полный курс обучения в ДМШ. Для этого есть масса причин: от нелюбви к педагогу до невозможности совмещать дополнительное образование с обязательным в общеобразовательной школе. К сожалению, немало и тех, кто, столкнувшись с первыми трудностями, бросают музыкальную школу после первого года обучения.Известно, что во многом именно от личной заинтересованности ребёнка процессом обучения зависит результат совместной работы педагога и ученика. Поэтому одним из моих главных принципов является утверждение, что ребёнку должно быть интересно и легко то, чем он занимается.
Занятия с начинающими по возможности должны быть лишены рутинного заучивания какого-либо материала (расположения нот, текста и пр.),  поэтому стараюсь как можно дольше придерживаться игровых методов в первые несколько месяцев занятий. Это очень облегчает ребёнку освоение инструмента, что, в свою очередь, добавляет интереса к занятиям музыкой.Подбор репертуара, с учетом возрастной категории учащихся младших классов (6-9 лет), играет немаловажную роль,  поэтому детям подбираюяркие пьесы, доступные для их восприятия.

Несомненно, важна роль начального этапа обучения,где закладываются необходимые основы  для развития у ребенка интереса к музыкальным занятиям и музыке в целом. В них входит не только развитие беглости пальцев или освоение нотной грамоты, но и организация слухового контроля, самоконтроля, развитие творческого мышления учащегося, профессиональной памяти, освоение первых исполнительских приемов.

В самом начале обучения игре на фортепиано я предлагаю ребенку завести нотную тетрадь,где вскоре появятся первые песенки со словами и картинками, соответствующими содержанию, которые ребенок будет рисовать самостоятельно.В этой нотной тетради вскоре появляются и первые нотки, ключи, длительности, ритмические рисунки и т.д. Почти все дети с удовольствием рисуют, для них в этом нет ничего нового, значит, первый этап нашего обучения не вызовет у них психологического дискомфорта от неизвестной деятельности. Кроме того, детские рисунки помогают педагогу узнать много нового о способностях ребенка: о психическом состоянии, воображении, творческом и ассоциативном мышлении, об умении и потребности в творчестве выразить себя и свой внутренний мир. У ребенка складывается первое видение музыкального образа, первое представление о том, про что или про кого он будет играть, первые ассоциации и параллели между словом, звуком и образом.С первых же уроков ребенок играет, сначала по показу педагога, потом постепенно из каждой песенки узнаёт по одной или несколько ноток – как называются, на каких линейках пишутся. Потом он пытается играть эти песенки самостоятельно.
Одновременно, с освоением первых песенок и нот, мы играем с цветными  картонными карточками с нарисованными нотами. Постепенно количество карточек увеличивается. Во время урока, когда ребёнок устаёт петь и играть на рояле, педагог предлагает ему поиграть в карточки. Это очень напоминает игру в лото. Ребёнок и учитель по очереди тянут карточки, и тот, кто быстрее отгадал большее количество карточек, – выиграл. Дети играют с огромным удовольствием! Таким образом, они быстрее запоминают ноты, учатся отсчитывать ноты на линейках, а главное, этот процесс происходит в игровой форме и вызывает много радости. Мы играем в карточки первые полгода обучения, иногда даже дольше, постепенно прибавляя ноты из разных регистров и октав. Также в самом начале обучения дети очень любят находить заданные ноты на клавиатуре – это развивает слух и помогает быстрее ориентироваться вчерно-белом пространстве рояля.
В процессе разучивания этих песенок – «попевок» у ребёнка хорошо развивается внимание, чувство ритма и слух: педагог играет песню почти целиком, а ребёнок должен вовремя и в нужном темпе вступить с какой-нибудь музыкальной репликой – «ответом».
В этот же первый период обучения мы начинаем работать над музыкальным «содержанием» наших «произведений»: в каждой песенке мы стремимся к передаче звуком музыкального образа. Названия песен и стишки к ним очень просты для запоминания. Например: «Василек», «Петушок», «Игрушечный медвежонок», «У кота-воркота», «Вальс собачек». Данные «словесные подсказки» сразу открывают будущий музыкальный образ песенки, ребёнок знает, про кого или про что он будет играть. Главное, чтобы каждая песенка в итоге была хорошо доучена, сыграна в нужном темпе, без ошибок, чтобы были решены простейшие «звуковые» задачи. Именно достойное качество исполнения выученной песенки позволяет сыграть её на классном концерте, т. е. у ребёнка с первых уроков развивается профессиональное отношение к исполнению произведения и выступлению на эстраде.
Когда ребёнок достаточно хорошо освоит песенку, можно попросить его поиграть эту песенку от разных нот. Транспонирование, как метод развития слуха, известно давно и использовалось в работе многими знаменитыми педагогами. Транспонирование приносит ребёнку осознание того, что в музыке нет «железобетонных» конструкций, т. е. транспонирование также помогает развитию у ребёнка творческого подхода к исполнению произведения.Мы играем песенки разными руками, в разных регистрах, разным звуком, каждый раз меняя «содержание» песенки и подстраивая звук под необходимый художественный образ.
Любопытно, что малышу гораздо легче играть произведение от начала до конца, чем несколько раз подряд повторять один и тот же кусочек. Из этого мы сделали следующий вывод: пусть лучше в песенке будет много куплетов! Тогда к концу исполнения песенки количество повторенных куплетов напрямую перейдёт в качество исполнения.

Невозможно пройти мимо темы постановки руки на начальном этапе обучения. Здесь я  тоже пытаюсь объяснить всё на доступном ребёнку языке, вызвать прямые ассоциации. Например, у нас есть мама-ладошка и её детки-пальчики, папа-локоть. Эти образы очень понятны ребёнку, поэтому ему самому становится легче следить за своей рукой и посадкой во время занятий.
Особо хотелось бы остановиться на способности ученика слышать «длинный» звук. Именно от неё зависит впоследствии, насколько хорошо ребёнок будет «вытягивать» длинные мелодические фразы. Для этого у меня есть упражнение под названием «звук-путешественник». Ребёнок нажимает любую клавишу на клавиатуре и должен до самого конца затухания дослушать взятый звук, не убирая пальчика с клавиатуры. Потом к этому звуку мы добавляем соседний звук и прошу ребёнка постараться, чтобы следующий звук не «перебил» предыдущего, таким образом, закладываются первые навыки игры legato и «пения» на инструменте. Из наших сборников мы играем несколько песенок, непосредственно посвящённых этой теме.
Также мы играем песенки, развивающие мелкую моторику ребёнка, «мелкую технику». Они уже больше похожи на технические упражнения, которые нужно в итоге сыграть ровно, чётко и гладко. Эти песенки требуют от ребёнка особых усилий, хотя слова и образные сравнения помогают сделать процесс выучивания этих упражнений увлекательным и весёлым. Мы играем их от разных нот, разными руками, от чёрных и белых клавиш, добиваясь технической уверенности и свободы исполнения.Для развития мышечной свободы мы обязательно в начале или середине урока делаем несколько физических упражнений на освобождение плечевого пояса и локтя. Смысл этих упражнений заключается в том, чтобы ребёнок мог самостоятельно почувствовать свободу своих рук, «отлепить» руки от туловища и не бояться «ронять» их. Эти упражнения постепенно убирают скованность и зажатость, а также дают дополнительную эмоциональную разрядку в середине урока.
Следствием нашей работы над песенками являются следующие навыки ученика: уверенное знание нот первой октавы, умение читать с листа простейший нотный текст, понимание простых ритмических рисунков, освоение первых пианистических приёмов. Но главное то, что ребёнок с первых шагов в фортепианном искусстве стремится к ясному выражению музыкального образа через звук, т. е. у него развивается творческое мышление и творческие способности, налаживается связь между увиденным нотным текстом, воображением, слухом и воплощением музыкального образа посредством пианистических навыков игры на рояле. Таким образом, уже на самом первом этапе обучения, в игровой форме, понятной, приятной и, главное, интересной ребёнку, мы совместно решаем, по сути, те же исполнительские задачи, что и взрослые профессиональные музыканты.

Организация концертной деятельности.

Нередко педагоги считают, что в первый год обучения ребёнку нужно освоиться, привыкнуть к инструменту, не испытывая дополнительных стрессов от выступления на публике. Я  придерживаюсьпринципиально иного мнения. Моя практика показывает, что именно публичное выступление способно подтолкнуть ребёнка к дальнейшей учёбе и послужить мощным стимулом для развития интереса к занятиям на инструменте. И первым концертом, где может выступить начинающий, может стать концерт учащихся собственного класса преподавателя.
Концерт класса подразумевает выступление всех учащихся одного или нескольких педагогов. Подобные концерты легко приурочить к окончанию четверти или полугодия, посвятить какому-либо празднику. В качестве публики приглашаются друзья и родители исполнителей. Соблюдаются все «традиции» проведения обычного концерта: серьёзная подготовка, нарядные костюмы участвующих, бурные аплодисменты, цветы и одобрение окружающих – на классном концерте всегда царит праздничная атмосфера. Может не все дети, обучающиеся в ДМШ, соответствуют принятому профессиональному уровню. Для таких детей классный концерт педагога становится кульминацией обучения в музыкальной школе, своеобразным итогом предшествующих занятий.
К сожалению, нередко педагоги игнорируют проведение подобных концертов. Хотя для многих детей, особенно среди начинающих обучение в музыкальной школе, классный концерт становится той «отправной точкой», после которой и у ребёнка, и у родителей меняется отношение к занятиям на инструменте. Присутствие родителей на классном концерте становится немаловажным фактором для успеха последующего обучения: видя на сцене своего ребёнка, переживая его первые победы и поражения, родители невольно втягиваются в процесс и начинают более серьёзно относиться к обучению ребёнка в музыкальной школе.
Для выступления на классном концерте необходимо качественное исполнение пусть даже простейшей песенки, т. е. подготовка к первому классному концерту уже формирует определённое профессиональное отношение ребёнка и к самому процессу работы, и к публичному выступлению.Если следовать традиционной программе ДМШ, то первое выступление учащегося, «академический зачёт», проходит лишь после полугода занятий с педагогом. Нередко такие зачёты проводятся «в классе», на них присутствуют два-три преподавателя и обстановка больше напоминает обычный урок. В конце года ребёнок должен представить программу на открытом экзамене. Большинство детей на экзамене испытывают сильный стресс. Экзаменационная обстановка неизменно провоцирует волнение и напряжение у сдающих, несмотря на усиленную работу педагогов по психологической подготовке учащихся к выступлению.Соответственно, тот «контакт» с публикой, который для большинства детей становится мощным импульсом для последующего желания выступать и заниматься, оттягивается на неопределённый срок, и ребёнок «варится в своём соку», полностью погружённый в приобретение технических навыков игры на инструменте. Ребёнку становится скучно и постепенно интерес к обучению пропадает вовсе. В итоге для многих детей (и родителей) первый год обучения становится последним и оставляет тяжёлые воспоминания на всю жизнь, подсознательно формируя определённое негативное отношение к   классической музыке вообще.
Мы уверены, что с первых уроков нужно настраивать ребёнка на радость от первого публичного выступления, психологически и профессионально занимаясь его подготовкой.

Заключение

Главнейшее условие успешного развития начинающего пианиста – точная, скрупулезная работа педагога на начальном этапе обучения в приобщение к таинству,называемому «музыка». Преподаватель должен способствовать тому, чтобы ученик максимально выявил свои природные данные, чтобы занятия в музыкальной школе были ему в радость, чтобы он легко разбирал и выучивал пьесы, проявлял творческие способности, умел подобрать по слуху полюбившуюся ему мелодию, не терялся на публичных выступлениях.

Педагогу необходимо владеть общими и избирательными, индивидуализированными методами обучения, так как он работает с детьми, имеющими разные способности и стремления. Чем младше ученик, тем медленнее и основательнее надо с ним работать.При подборе репертуара для ребенка, педагогу нужно обращать внимание не только на различные музыкальные способности, но и на индивидуальные общепсихологические и музыкально-психологические особенности. Придумывать различные упражнения, игры, чтобы быть уверенным: ученик хорошо освоил клавиатуру!

    Несколько слов о подготовке ученика к публичному выступлению. Желательно, чтобы концертов в жизни ученика было много. Это стимулирует и ребенка, и его родителей, и педагога. Педагог должен проявить свою инициативу, использовать любую возможность, чтобы предоставить своему подопечному выступить на сцене.

Список литературы:
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой/ А.Д. Артоболевская - М.: Сов.композитор, 1986 - 103с.

2. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста/ А.В. Бирмак - М.: Музыка, 1973. - 149с.

3. Гат Й. Техника фортепианной игры/ Й. Гат - М.: Музыка, 1967. - 244с.

4. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве/ Н.О. Голубовская - Л: Музыка, 1985. - 142с.

5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре/ И. Гофман - М.: Музгиз, 1961. - 224с.

6.Серегина Т.Н. Начальный период обучения игре на фортепиано/ Т.Н. Серегина - Барнаул: АГИИК, 2000. - 122с.

7.Курнавина О.А. О первоначальном музыкальном воспитании/О.А.Курнавина– СПб.:Композитор, 2012.-38с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У вас нет прав для создания комментариев.