Духовная музыка
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
Цель урока:
Актуализация знаний о духовной музыке.

Задачи урока:
1.Расширение знаний учащихся о музыкальных жанрах духовной музыки.
2.Знакомство с музыкой немецкого композитора В. Моцарта и с произведениями духовной музыки Д. Бортнянского.
3. Развитие познавательных и вокально-хоровых навыков.
4.Через духовную музыку приобщить детей к православной вере.
Ход урока:
У: На предыдущем уроке мы познакомились с разными жанрами хоровой музыки. Вспомните, какими?
Д: Жанрами хора, оратории, кантаты.
У: Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами хоровой музыки. Вы сами сформулируете тему нашего урока. Произведение П. Чайковского « Легенда» подскажет вам, каким темам будет посвящена та хоровая музыка, которую мы будем рассматривать. Догадались? Можно ли «Легенду» отнести к духовной музыке?
Учащиеся высказывают свои соображения.
У: Да, мы обращаемся к произведениям на религиозные темы. Это совершенно особая сфера хоровой музыки, которую принято называть духовной музыкой. Она и будет темой нашего урока. Чем она отличается от светской музыки?
Д: Исполняется в церкви во время обряда или в органном зале.
У: Я бы еще добавила, что духовная музыка – не только часть обряда – это часть общечеловеческой культуры, которая несет людям свет. В русской церкви запрещалась инструментальная музыка. Зато важнейшая роль отводилась хоровой. Одним из главных ее жанров стал духовный концерт - хоровое сочинение на религиозные тексты, обычно состоящие из 3- 4разнохарактерных частей. Хоровые концерты часто исполнялись на праздничных церковных службах. Величественное песнопение звучало то скорбно то возвышенно .Тексты хоровых концертов составляли строки из библейских псалмов, .например, один из духовных концертов Д. С. Бортнянского называется «Скажи ми, Господи, кончину мою»- по первой строке текста: «Скажи ми, Господи, кончину мою, и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз» Смысл этого текста в поисках понимания конечности земной жизни и бесконечности жизни вообще.
У: Какой состав хора исполняет это сочинение?
Д: Смешанный хор.
У: Г. Берлиоз, получивший ни с чем не сравнимое впечатление от духовного концерта, восклицал: «Слышались такие переплетения голосов,которые представлялись чем-то невероятным; слышались вздохи; время от времени раздавались интонации, напоминающие крик души, способный пронзить сердце и прервать дыхание в груди…»
Духовные песнопения вдохновили и поэта М. Лермонтова

В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть.
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится
Сомненья далеко-
И верится и плачется
И так легко- легко.
У: Что такое молитва?
Д: Религиозно- мистическое обращение к богу.
У: Молитву произносят тихо. Так же тихо и спокойно смотрят на нас лики святых с икон.
Дети рассматривают подлинные иконы и репродукции икон.
У: А вот молитва великого князя Константина Константиновича Романова:

Научи меня, боже, любить
Всем умом своим, всем помышленьем.
Что б и душу тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи ты меня соблюдать
Лишь твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю

Всех, которых пришел искупить
Ты своею Пречистою кровью,
Бесконечной глубокой любовью
Научи меня, боже, любить.

У: Что человек просил у бога? С чем обращался? Как поняли эти слова?
Д: В молитве звучит просьба научить его любить ближнего, не роптать на свою долю, принимать жизнь такой, какая она есть.
У: В России широкое распространение получил жанр духовного концерта, а в западной Европе- реквием. Изначально это была траурная церковная служба, посвященная памяти усопших .Само слово « Реквием» произошло от первого латинского слова молитвы « Покой вечный даруй им, Господи.»Послушайте одно такое произведение.
Слушают.
Показалась ли вам знакомой музыка реквиема?
Д: Это часть Реквиема « Лакримоза» (Слезная)
У: Назовите исполнителей этой части.
Д: хор, оркестр.
У: Да, в отличие от хорового концерта, реквием был рассчитан на исполнение хором, солистами и оркестром. В таком составе музыка могла звучать только в католическом храме. Мы услышали часть « Лакримоза» из Реквиема» В. Моцарта. Произведение было написано им в 1791 г. В этом величайшем творении с потрясающей силой и выразительностью композитор воплотил мир скорбных человеческих переживаний.
Как думаете, почему последний аккорд звучит в мажоре?
Д: Каждый человек оставляет след на земле. Аминь - звучит как утверждение ценности человеческой жизни.
У: В чем сила такой музыки?
Д: Слушая такую музыку, сердце не приемлет зла.
У :Да, она пробуждает в слушателях добрые чувства; учит всматриваться в глаза близких людей, заглядывать в собственную душу- чем она наполнена.Такая музыка объединяет верующих людей в святой любви к богу, а нас слушателе трепетать от осознания близости к вечному. В этом сила любой музыки, будь то молитва, духовные песнопения или современная песня. Какая песня ,которую мы разучивали на прошлом уроке, наполнена тем же философским смыслом. В чем его суть?
Д: Песня называется «Ты - человек».Смысл ее в том, что каждому из нас надо найти цель в жизни и идти к ней Дорогою Добра, ведь ты ,как поется в песне- человек!.
Работа над песней: мелодия, дикция, ритм, текст.
А: Только ли церковную музыку можно назвать духовной?
Д: Духовной будет музыка, которая проповедует Добро, согревает душу, воспевает любовь.
У: Даже если это современная рок- опера. Гимном любви звучит финал оперы « Юнона и Авось» композитора А. Рыбникова. Это обращение к жителям XX столетия:

Жители XX столетия!
Ваш к концу идет XX век.
Неужели вечно не ответит
На вопрос согласья человек?

Аллилуйя возлюбленной паре!
Мы забыли бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали -
Аллилуйя любви, Аллилуйя!

Аллилуйя – (слава в Вышних Богу!)
Аллилуйя любви – слава любви.

Послушайте песню, прославляющую любовь ко всему живому и к жизни, в исполнении ученицы нашей школы Тимерхановой Ильнары.
У: Потрясающая музыка! От этого произведения гипнотически веет чувством поразительной духовности. Сила эта всегда жила в России. Она для нас - жизнь! Ребята, что же объединяет все произведения, прозвучавшие сегодня на уроке?
Д: Каждое из них и духовный хоровой концерт, и реквием, и современные песни несут людям свет.
У: Мир всем! Обращается священник к прихожанам в церкви. Мир всем несет и духовная музыка!

Литература

1.Молитва К. P. (великий князь Константин Константинович Романов)
2. Стихотворения Михаила Лермонтова

Интернет ресурсы
http://ru.wikipedia.org
http://music-paradise.ru/
http://www.audiopoisk.com
http://classic-online.ru/
http://azbyka.ru/

У вас нет прав для создания комментариев.