«Формирование учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста»
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

МБОУ «Многопрофильный лицей 185» Советского района города Казани
Доклад на тему:
«Формирование учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста»
Миникаева Лилия Альбертовна, учитель начальных классов
2021 год

«Мотивацию нельзя тренировать у учащихся, как, например, навык чистописания. Мотивации нельзя научиться, как таблице умножения, ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать».
А. Б. Орлов

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется, либо оказывается крайне неустойчивой.
Другими словами, мотивация – это интерес к учебе.
Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании подрастающего поколения. Насколько значима эта школьная ступень особенно хорошо понимают те, кому повезло с первой учительницей.
Как же сделать учение более интересным для ребенка?
В начальной школе был, есть и будет только один способ поднять интерес школьника к учебе – использовать его любознательность и его ( еще не утраченную ) доверчивость и открытость.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.
Результат деятельности человека на 30% зависит от интеллекта, и на 70% - от мотивов!
Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу. Хочет ли он учиться? В ответ вы услышите, что получать он хочет только пятерки. Все родственники тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность и желание учиться. Но такой мотив не очень долго сохраняет свою силу. К сожалению. Приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассника нередко гаснет радостное ожидание учебного дня, ослабевает первоначальная тяга к учебе.

Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок тяготился школой, мы должны позаботиться о пробуждении мотивов, которые лежат не вне, а в самом процессе обучения, т.е о развитии познавательных мотивов.

Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Условия для развития интереса к обучению:
Личность
Учителя

Содержание Методs
учебного и приемы
материала обучения

Адекватная
заинтересованность
родителей
Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребности – это двигатель активности.
Далее
Человек начинает действовать, ставить цели
Далее
Формируется познавательный мотив.
Переход от потребности к действию осуществляется через самостоятельную деятельность ребенка. ( пусть не всегда красиво, но сам!)
На этом этапе часто в процесс вмешиваются заботливые родители, которые согласны выполнить задание за ребенка, лишь бы он получил похвалу учителя. Процесс становления познавательного мотива замедляется, а порой даже нарушается.
В ходе самой учебной деятельности ( в зависимости от условий ее организации, атмосферы и типа общения с учителем, сверстниками, похвалы старших ) потребности совершенствуются и появляется мотивация к созиданию.
Мотивация
внешняя внутренняя
Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее есть свои плюсы и минусы. Соревновательная мотивация – типичное явление в школе и нередко приводит к неплохим результатам, когда дети стараются не отстать друг от друга.
Важно обеспечить посильный уровень сложности материала. Если у школьника в ходе учения создается постоянная удовлетворенность ( что возникает при облегченных требованиях, когда все преподносится в готовом виде, при завышении отметок ), то это приводит к свертыванию познавательной активности. А разумное сочетание удовлетворенности и неудовлетворенности приводит школьника в потенциально активное состояние. Тогда мы, учителя, говорим, что у детей «блестят глазки».
Смысл деятельности человека не только в том, чтобы получить результат, но и в самом процессе, где можно проявить физическую и умственную активность, т.е в процессуальной стороне деятельности.
Процессуальная сторона – ведущая в мотивации дошкольника, ведь удовольствие от игры – в ее процессе, а не в результате.
В учебной деятельности школьника процессуальная сторона - стремление преодолеть препятствие, испытать свои силы и возможности - может стать личностно значимым мотивом ученика.

Именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность становится ведущей, важно создать предпосылки мотивации и к концу 4 класса сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.
Ребенок приходит в школу с широкими социальными мотивами:
*мотив самоусовершенствования (быть культурным, развитым, умным);
* мотив самоопределения (после школы пойти работать или поступить в институт);
Это результат рассуждения взрослых ( будешь хорошо учиться – станешь летчиком, врачом..)
Мотивы эти внешние, и они имеют право быть. А учебно-познавательные мотивы не занимают пока ведущего места, что вполне естественно, т.к ребенок еще не занимался учебной деятельностью.
Учитель начальных классов должен осторожно «переселить» ученика из игрового вагона - в вагон учебный.
Все происходит диалектически, и начало школьного обучения совпадает с началом нового витка спирали развития.
А в младенчестве было так:
*Машинка-погремушка (просто держу, изучаю)
*Машинка-игрушка ( едет, крутятся колеса)
* Ролевая игра с машинкой
* Фантазия ( строю дорогу, гараж для машины, соревнование машин ...)
Из детей, рано разучившихся играть, вырастают самые невезучие взрослые.
Также и в начальной школе.
Сама игра постепенно уступает место игровым моментам, далее в игровую оболочку заключается познавательная деятельность и получается познавательная деятельность в игровой оболочке, далее игровая оболочка заменяется занимательной и получается новая ступень – познавательная деятельность в занимательной оболочке, далее – сама познавательная деятельность с учебно-познавательными мотивами.
Вот так плавно мотив игровой может заменяться мотивом учебным, но нельзя пускать процесс на самотек, иначе произойдет то, что часто бывает в школе: спад положительной мотивации к концу младшего школьного и началу подросткового возраста.

Учебно-познавательные мотивы формируются в самом ходе учебной деятельности как самые бескорыстные. Я стараюсь воспитать своих учеников «жадными до знаний», чтобы знания стали их «пищей».
Как это сделать?
Во-первых:
Убедить ученика в важности знаний. У нас, взрослых, есть жизненный опыт, а у них – нет. Иногда надо стать на точку зрения ученика и понять, что для них важно. Убежденность ученика в тех или иных знаниях создает смыслообразующий мотив. Использую:
• Наблюдение за работой людей разных профессий;
• Создание ситуации на уроке, когда ученик должен решить практическую жизненную задачу;
Приемы:
• «Оратор» ( за 1 минуту убедить одноклассника, что данная тема ему просто необходима)
• «Автор» ( предлагается ученику стать автором учебника и объяснить необходимость данной темы)

Поощрение и наказание – очень действенные мотивы, они должны открывать ученику перспективы развития.
Сила воздействия оценки зависит не только от содержания, но и от того, как она преподносится.
- Результат труда – в баллах;
-Отношение к работе – в корректных оценочных суждениях.

Только мотивированная оценка представляется ребенку справедливой, что создает положительный эмоциональный настрой.

Во-вторых:
Даем ( грузим) знания, желательно пока облаченные в игровую либо сказочную форму. Но порционно, с оглядкой: усвоили – не усвоили. И все в сопровождении поддержки. Но теперь не просто мотивированное поощрение, а сравнение с
« НИМ ВЧЕРАШНИМ» ( сегодня тут у тебя получилось лучше, а здесь еще нужно поработать, я тебе в этом помогу)

На данном этапе уместны приемы:
• «Привлекательная цель» ( освободим принцессу из замка злодея, выполнив следующие задания...)
• «Собери числовые или буквенные пазлы», реши примеры и раскрась в зависимости от ответа разными цветами фрагменты рисунка, чтобы получить картинку ....
• «Фишбон» ( детальный разбор материала в игровой форме)

В-третьих:
Усложняем (идем вширь),
Заменяя игровые моменты занимательными, вводим последовательности, закономерности, развиваем фантазию.
Приемы:
• «Творческое задание» ( придумать концовку, составить картинный план, составить алгоритм действий)
• «Фантастическая добавка» ( перескажи произведение с позиции необычного героя: Гаршин «Лягушка-путешественница» - от лица прутика; Куприн «Сказка о жабе и розе» - от лица розы или солнца)
• «Привлекательная цель» ( например, что станет с нашей речью, если исчезнут предлоги? ..)
• «ДА- нет-ка» ( ученики отгадывают слово, задавая учителю наводящие вопросы, на которые он может отвечать только «ДА» или «НЕТ»)
В-четвертых:
Усложняем (идем вглубь)
Учимся анализировать, учимся улавливать аналогии, использовать интересные факты из жизни, из различных областей науки, выполнять проекты, самостоятельно добывать знания из различных источников.
Приемы
• «Проблемная ситуация»
• «Разрешение парадокса»
• «Удивляй-ка» ( перенесемся на уникальную планету, где то-то есть, а того-то нет. Примем решение, найдем выход)
• «Практик» ( приведи 5 примеров применения данных знаний в жизни)
• «Отсроченная загадка» ( вводится в конце урока, чтобы с нее начать следующий, а ученики за это время могли обдумать решение).
• «Магазин» ( например, «Я покупаю кошку, потому что это слово обозначает одушевленный предмет и стоит в форме единственного числа)
• «Оппонент» ( «Я услышал вас, но думаю иначе, потому что ....)
• «Профи» ( например, ты – врач. Как поможет тебе знание этой темы?)
• «Стратег» ( что необходимо знать, чтобы написать проверочную работу на «5»?)
• «Своя опора» ( ученик пользуется во время ответа самостоятельно составленной схемой или опорой)
• «Моя цифра №..» ( по просьбе ученика распределение детей для ответа по уровню тревожности или подготовленности)
• «Тетрадь без двоек»
• «Рекордсмен» (большее количество отличных отметок)

Большое внимание уделяю использованию интересных фактов и знаний для составления задач на сравнение, при изучении тем «Величины», «Многозначные числа».
В классе и у каждого ученика дома есть карта мира, на которой находим все объекты, о которых упоминается в ходе урока или при самостоятельных занятиях дома.

А еще стараюсь

• Верить в каждого ребенка и его возможности;
• Оценивать не личность, а поступок;
• Видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком.
• Проявлять внимание к каждому ученику, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их.
• Не торопиться с выводами
• Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

У вас нет прав для создания комментариев.