разработка урока 9 класс
Рейтинг:   / 48
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зиреклинский лицей» Новошешминского района РТ

Повторительно- обобщающий урок по разделу «Политика»
Открытый урок обществознания в 9 классе

Учитель истории и обществознания Хуснутдинова Изида Нуртдиновна, 1 кв. категория.

Цель урока:
1. обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Политика»;
2. развитие навыков самостоятельности, самоконтроля, совершенствовать умения учащихся при выполнении заданий в форме ГИА; развивать речь и мышление учащихся;
3. воспитывать у учащихся осознанного отношения к учебе.

Оборудование:

презентация, тестовые задания, практические задания- карточки,
учебник «Обществознание 9 класс» (Кравченко А.И., Певцова Е.А.)
Тип урока: урок повторение-обобщение.
Ход урока.
I. Орг. момент. Повторение.
У нас сегодня урок обобщения по разделу «Политика». В целях подготовки к ГИА, мы будем проводит повторение согласно кодификатору, т. е по темам которые вошли в КИМы.
На слайде вопросы кодификатора.

II 1. Фронтальная работа
Назовите основные признаки государства.(ответы учащихся),
(на слайде появляется признаки государства, проверяется правильность ответов учащихся, ошибки исправляются).

2. Работа на доске. (К доске идет один ученик, составляет схему органов государственной власти в РФ, если имеются ошибки, то другой ученик исправляет).

3.Практическая работа (работа в группах)
Задание: заполнить пропуски (учащиеся в работе используют Конституцию Российской Федерации).

Тема «Президент Российской Федерации»

1. Президент Российской Федерации является__________ государства.
2. Президент Российской Федерации является _________Конституции Российской Федерации...
3. Президент Российской Федерации избирается сроком на _____лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
4. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе ____ лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее ______ лет.
5. Одно и то же лицо не может занимать должность ____________ Российской Федерации более двух сроков подряд.
6. Президент Российской Федерации издает __________ и распоряжения.
7. Президент Российской Федерации обладает ___________________.

Тема «Федеральное Собрание»
1._________ __________- парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
2. Федеральное Собрание состоит из _________ палат - _________ __________ и __________ ___________.
3. В Совет Федерации входят по ________представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
4. Государственная Дума состоит из ____ депутатов.
5. Государственная Дума избирается сроком на ________ лет.
6. Депутатом Государственной Думы может быть избран __________ Российской Федерации, достигший ______ года и имеющий право участвовать в выборах.
7. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
8. Депутаты Государственной Думы работают на ___________ постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
9. Совет Федерации и Государственная Дума заседают __________.
10. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются __________. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Тема «Правительство Российской Федерации»
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет ________________ Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из ________________ Правительства Российской Федерации, ______________ Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных _____________.
3. Председатель Правительства Российской Федерации назначается _______________Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
4._____________ Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные ______________ деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Тема «Судебная власть»
1. ____________ в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. ___________ ________ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание _______________судов не допускается.
4.Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие ______лет, имеющие __________ юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее ______ лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
5. Судьи ____________ и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
6. Судьи _________________.
7. Судьи _____________________.
8.Судья не может быть привлечен к _____________ ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
9. Разбирательство дел во всех судах __________. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
10. ___________ разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
11. Судопроизводство осуществляется на основе ______________ и _________________ сторон.
12. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием _____________ заседателей.
13. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из ____ судей.
14. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о ____________ Конституции Российской Федерации….
15.___________ Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
16.Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является __________ судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
17. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются ___________ ___________по представлению Президента Российской Федерации.
18. Судьи других федеральных судов назначаются _____________Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
19. _______________Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих ____________вышестоящим и ____________ ____________Российской Федерации.
20. ___________ __________Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению _______________Российской Федерации.
21. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются __________ _____________Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Работа на доске – (2 ученика чертят на доске схему форму государственного устройства и политических режимов).
5. Работа со слайдом.
а. определить виды формы правления;
б. заполнить пропуски;
в. работа с терминами (дается определение, учащиеся должны отгадать термин).

6.Письменная работа. Тест с взаимопроверкой.

А1. Утверждение «Государство М. является парламентской республикой характеризует
1) политический режим 2) форму правления
3) избирательную систему 4) партийную систему

A2. Елена после окончания института стала участником движения, выступающего за расширение роли женщин в политическом процессе. Данный факт является примером функционирования
1) государственной власти 2) политической партии
3) местного самоуправления 4) гражданского общества

A3. Верны ли следующие суждения о власти?
А. Власть всегда опирается на вооруженную силу.
Б. Власть часто используется для реализации интересов тех или иных социальных групп.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A4. Какой орган осуществляет высшую исполнительную власть в Российской Федерации?
1) Администрация Президента
2) Министерство внутренних дел
3) Правительство
4) Федеральное Собрание

A5. Верны ли следующие суждения о конституционных обязанностях гражданина?
А. Соблюдение конституционных обязанностей поддерживается исключительно доброй волей граждан.
Б. К числу конституционных обязанностей относится забота о сохранении исторического и культурного наследия.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A6. В современном демократическом государстве
1) всегда действует мажоритарная избирательная система
2) вводятся ограничения на размеры частной собственности
3) устанавливается обязательная государственная идеология
4) действует принцип разделения властей

A7. В стране N. регулярно проводятся выборы в органы власти различного уровня, существуют средства массовой информации, в которых высказываются самые различные политические взгляды и идеи, свободно критикуется правительство. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране N. имеется развитое гражданское общество?

1) N. является президентской республикой.
2) Существуют многочисленные самодеятельные объединения граждан.
3) В N. функционируют десятки политических партий.
4) Все жители N. имеют конституционные права на труд и образование.

A8. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
А. Местное самоуправление является низовым уровнем публичной власти.
Б. По всем вопросам местное самоуправление подчиняется центральным органам государственной власти.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A9. К основам конституционного строя России относится
1) верховенство прав и свобод человека
2) всеобщее бесплатное среднее образование
3) срок полномочий президента РФ
4) членство России в ООН

А10. Какое определение соответствует понятию – форма правления?
1) Это способ организации государственной власти, формы её взаимодействия с обществом.
2) Это средство и искусство управления обществом.
3) Это политическое учение, призывающее к обеспечению свободы личности, гражданских, политический и иных прав человека.

А11. Монархия НЕ может быть
1) абсолютной
2) дуалистической
3) конституционной
4) президентской

А12. Какую форму правления описывает известный афоризм: «Король царствует, но не правит»?
1) абсолютную монархию,
2) конституционную монархию,
3) парламентскую республику,
4) президентскую республику.

А13. Государственную власть осуществляет
1) ректор университета
2) Председатель Правительства
3) лидер оппозиционной партии
4) Председатель Центробанка

А 14. В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю.
Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?
1) федерация
2) абсолютная монархия
3) унитарное государство
4) республика

А 15. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть 2
В 1. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт
сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) пресечение нарушений общественного порядка
2) наличие органов исполнительной власти
3) свободные выборы на альтернативной основе
4) вынесение приговоров внесудебными органами
Черты сходства Черты отличия


B2. Установите соответствие между элементами политического
устройства государств и формами правления.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
А) Глава государства избирается 1) абсолютная монархия парламентом, выполняет представительские функции.
Б) Правительство возглавляет президент 2) парламентская монархия
государства.
В) Глава государства обладает высшей 3) президентская республика
законодательной, исполнительной и судебной властью.
Г) Главу высшего органа исполнительной 4) парламентская республика
власти назначает президент, партийный состав правительства
определяется на парламентских выборах.
Д) Верховная власть сохраняется за наследственным главой государства,
правительство несет ответственность перед законодательным органом.
Е) Признается божественное происхождение власти, воля народа
может выражаться через совещательные органы.
А Б В Г Д Е


Ответ:

B3
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
Определите, какие положения текста

(А) Число политических партий за последние 10 лет сократилось.
(Б) Это можно объяснить новыми законодательными требованиями к
регистрации партий. (В) Исчезновение «карликовых» партий
свидетельствует о зрелости партийной системы страны.
1) отражают факты
2) выражают мнения
А Б В

Ответ:

III. Закрепление. Игра «Обществоведческое лото»

IV. Итог. Оценивание.

V. Домашнее задание.
1. «Работа над ошибками».
2. Написать эссе (по выбору). Темы:
- Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам.
(Ж.Ж.Руссо, французский писатель и философ)
- Диктатор – это несвобода миллионов и свобода одного лишь деспота.
(Д.А. Волкогонов, российский военный историк)

У вас нет прав для создания комментариев.