Тема: Бюджет семьи
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА” АТНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Открытый урок по технологии по теме "Бюджет семьи"

Учитель технологии

Гайнутдинова Гульназ Салихзяновна

2012-13 уч. год

Цели:
• изучить структуру семейного бюджета,
• определить возможные статьи доходов и расходов в семье,
• определить тип бюджета семьи,
• практическое закрепление навыков расчета бюджета семьи.
Задачи.
Образовательная:
• ознакомить учащихся с понятием “бюджет”,
• ознакомить со структурой семейного бюджета,
• ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи)..
Развивающая:
• развивать творческие способности ребят,
• развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.
Воспитательная:
• развивать умение работать в группе,
• воспитание рационального отношения к семейному бюджету,
• формирование социальной активности и самостоятельности,
• выработка навыков культурного общения.

Тип урока: усвоение новых знаний
Наглядность: презентация по новой теме;
презентации учеников на тему “Моя семья” ;
приложение 1 для Ролевой игры “Бюджет семьи”;
приложение2 тест

Технические средства: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран),
Литература:
1. Учебник Технология 8 класс В.Д. Симоненко,
2. Поурочные планы по учебнику “Технология” 8 класс В.Д. Симоненко.
3. Учебник Обществознание 6 класс А.И. Кравченко, Е.А. Певцова
4. “Основы домашней экономики” В.Д. Симоненко 1995 год.
Структура урока:
I. Организационный момент
II. Вводный инструктаж
III. Проверка домашнего задания
IV. Объяснение нового материала
V. Практическая работа
VI. Закрепление нового материала
VII. Заключительный инструктаж.

Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка присутствующих.
II. Вводный инструктаж.
Весь урок сопровождается презентацией, представленной на тему “Бюджет семьи”
На сегодняшнем уроке мы будем изучать тему “Бюджет семьи”. Перед нами стоят цели ознакомиться с понятием “бюджет”, со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной частей бюджета на примере конкретной семьи, используя при этом игровую форму в ролевой игре.
III. Проверка домашнего задания.
Чтобы приступить к изучению новой темы, мы проверим домашнее задание. Я вам поручила зарание сделать презентацию и написать мини-сочинение на тему “Моя семья” . (Две ученицы показывают презентацию и читают мини-сочинение написанное по теме “Моя семья”)
IV. Объяснение нового материала.
Тема урока “Бюджет семьи”. Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”.
Бюджет семьи – это структура всех ее расходов и доходов за определенный период времени (месяц или год).
- Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
- Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
- Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши и важно выбрать наиболее подходящие на весу.
- Если весы находятся в равновесии, т. е. расходы равны доходом, - бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать ее ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Рассмотрим структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов (таб. 4).
Таблица 4. Структура семейного бюджета.
Источник дохода % от общего дохода Вид расхода % от общего расхода
Заработная плата членов семьи 80 Обязательные платежные сборы налоги, оплата квартиры и др. 15
Пенсии, стипендии, пособия 9 Питание 40
Доход от личного подсобного хозяйства 4 Непродовольственные товары: одежда. Обувь, мебель, предметы домашнего обихода 30
Доход из других источников 7 Культурные потребности (кино, театр, музей) 10

Накопления, сбережения 5

- Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего из ваших родителей является домашним бухгалтером.
- Доходная часть семейного бюджета российских граждан складывается из разных источников (схема 3).
- Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.

- Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные.
- Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические изделия, проездной билет и т. д.
Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).

Вид расхода %от
общего
расхода
Обязательные платежные сборы: налоги, оплата квартиры и др.
15
Питание 40
Непродовольственные
товары: одежда, обувь, мебель, предметы
домашнего обихода 30
Культурные потребности
(кино, театр, музей)
Накопления, сбережения 10

5

Потребности семьи удовлетворяются в большинстве случаев с помощью денег.
(Для обобщения новой темы мы делим на части пирок используя структуру бюджета семьи)
V. РОЛЕВАЯ ИГРА "СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ"
Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. Вы сидите шестером за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 1). На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается. Нужно расписать все возможные доходы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расходы на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.
Определим правила игры, которые следует соблюдать:
• Семья должна быть дружной.
• При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
• Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
• В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.
(Учащиеся обсуждают, записывают и озвучивают свое решение.)
Мы сегодня определили, что бюджет – это структура доходов и расходов за определенный период времени. Представим бюджет в виде весов. Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците. Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “ избыточным ”
Продолжим нашу ролевую игру. В своей семье вам надо определить тип бюджета. Для этого следует просуммировать весь доход семьи. Просуммировать все расходы в семье, сравнить эти две суммы и сделать выводы. Затем вы прокомментируете свои результаты. Листы с выполненным заданием в конце урока собираются. Обязательно указать членов семьи (фамилии учащихся, работающих в конкретной группе)
VI. Закрепление нового материала. (тест)
Чтобы закрепить полученные на уроке знания и в качестве самоанализа давайте пройдем тест
VII. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: определить вместе с родителями реальный бюджет вашей семьи.

У вас нет прав для создания комментариев.