Творческая работа учащихся.из опыта работы.
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
МБОУ «Старокадеевская СОШ»
Черемшанского района Республики Татарстан

МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ.
Творческая работа учащихся
(Из опыта работы)



Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Мингулова Лилия Агляметдиновна



2013 год
В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Поэтому свою главную задачу вижу в том, чтобы раскрыть творческие силы в обучающихся.
Уверена, только интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. На первое место в этом процессе ставлю совместную работу учителя и учеников в поиске идей, форм работы, в выборе тем. Развитие творческих способностей осуществляю через следующие виды педагогической деятельности: интегрированные уроки, обучение сочинениям разных жанров, использование ИКТ, работу литературного кружка.
Эффективным слагаемым развития творческих способностей являются интегрированные уроки. Они требуют большой подготовки как учителей, так и учеников. На таких уроках ставятся цели и задачи, связанные с двумя и более учебными предметами. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а показывает целостную картину мира. Для меня стало доброй традицией проводить интегрированные уроки с учительницей татарского языка и литературы Муксиновой Г.Л. За последние несколько лет мы провели интегрированные уроки - исследования по следующим темам: «А.С.Пушкин и Габдулла Тукай.» (9 класс), «Тургеневская традиция в создании женских образов в повести Ф.Амирхана «Хаят».(Сопоставительный анализ -10 класс). Интегрированный урок русского и татарского языков с использованием ИКТ на тему «Степени сравнения прилагательных». ( 6 класс).
Ни для кого не секрет, что сегодняшние школьники не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой нашего народа». Именно поэтому для лингвистического анализа на уроках русского языка беру яркие, интересные отрывки из различных книг (художественных, научно – популярных), обязательно показываю саму книгу. Интересно проходят уроки на материале книги В.Солоухина «Камешки на ладони». Так материал этой книги использовался на уроке в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения». В конце урока ученики, написали свои «камешки». Итог такой работы – желание ребят найти и прочитать те книги, о которых шла речь на уроке.(приложение).
Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и уроки развития речи. На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность.
Мне нравится проводить уроки развития речи с использованием произведений декоративно – прикладного искусства, так как народное творчество является мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития школьников.
Мною были проведены уроки: «Ясноликая хохлома» (обучение сочинению – описанию действия, 6 класс); «Архитектура – это застывшая музыка» (обучение сочинению – описанию памятника архитектуры, 8 класс). Такие уроки в своей основе имеют игровые элементы: дети выступают в роли экскурсовода, историка, архитектора, что способствует развитию монологической речи, обогащению лексики учащихся.
Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстративных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.
На уроках литературы стараюсь часто обращать внимания учащихся на изобразительно- выразительные средства языка, начиная с 5 класса. Потому что учащиеся национальных школ с нерусским языком обучения при подготовке к ЕГЭ испытывают трудность при определении средств выразительности (В8).
Способствует приобретению знаний, развитию творческих качеств личности использование игровых элементов на уроке.(приложение) Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими. Очень актуальна во всех классах игра «Корректор»: найди ошибку в выборе слова или замени прилагательные такими словами, чтобы они давали яркое, образное представление.
Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера, да и учителя мечтают иметь такую технику в своем кабинете. Мне повезло: у меня в кабинете есть и компьютер, и проектор. Как же здорово иметь под рукой на электронных носителях и энциклопедии, и различные материалы к урокам. А сколько открывается возможностей для совместного творчества учителя и учеников. На первом месте пока стоит создание презентаций к урокам по биографиям писателей. Но мы пытаемся создавать и игровые слайды: «Из какой сказки эта вещь?», слайды – соответствия на знание литературного текста, слайды – викторины.
В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа по предмету. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.
Традиционным видом внеклассной работы является проведение литературно - музыкальных вечеров, викторин. Вечера проводим во время недели русского языка и литературы. Тщательно подбираем музыкальное оформление, готовим выразительное чтение стихотворений, инсценируем отрывки из литературных произведений. В кабинете стараемся создать праздничную, торжественную атмосферу. Запомнились ребятам вечера: «В.Высоцкий. Прерванный полет», «Вечер русского романса», викторина «Своя игра».(приложение).
Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику. Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения.
Творческая мастерская – это совокупность игрового, учебного и художественно-творческого начала. Главное условие мастерской – свободное самовыражение. Для работы на таком занятии беру небольшие рассказы, предлагаю по названию догадаться, о ком и о чем пойдет речь, прошу записать свои предположения в тетрадь. Далее каждый озвучивает свой вариант. Затем читаю рассказ по частям и прошу написать продолжение. После того, как ребята прочтут то, что получилось у них, читаю авторский текст. И бывает так, что учащиеся не согласны с развитием сюжета, не ожидали от героев тех или иных поступков. Моим ученикам всегда хочется, чтобы герои осознавали свои ошибки, поступали по совести, и все бы заканчивалось хорошо. Но в споре рождается истина, и, как правило, ребята приходят к единому мнению. Такая работа приводит к размышлениям, дает возможность заглянуть в свой внутренний мир.
Старший подростковый возраст характеризуется нравственным самоуглублением, стремлением к познанию смысла жизни и назначения человека. Свои мысли и чувства школьники пытаются изложить в поэтической форме. Эти стихи часто несовершенны, но искренни. И нам, учителям – словесникам, важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность в той или иной форме поделиться своими чувствами. Занятия литературного кружка под названием «Проба пера» помогают ребятам в работе над словом. Итогом такой работы стал рукописный иллюстрированный журнал «Вдохновение».
Большое место во внеклассной работе отвожу исследовательской деятельности учащихся с опорой на краеведческий материал. Так учащимися были выполнены мини – проекты на тему «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Портрет моего земляка». В большую проектно – исследовательскую работу вылился сбор материала о жизни и судьбе учителей- ветеранов. Тема была выбрана не случайно. В 2012 году исполнилось 67 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Работа началась с обсуждения темы исследования и планирования дальнейшей деятельности. Учащиеся по желанию и интересам разделились на группы, каждая имела примерный перечень вопросов, которые должны были помочь ребятам в сборе материала.. Это воодушевило ребят, и исследовательская работа закипела. Пресцентр работал в двух направлениях: юные спецкоры брали интервью у коллег, бывших учеников, родных, а фотокорреспонденты все это фотографировали и фотовыставку о ветеранах. Материала собрали много. Оформители все систематизировали, отпечатали.
Учитель должен дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к русскому языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.



Литература:
1. Л.А.Введенская. М.Т.Баранов..Ю.А.Гвоздарев. «Русское слово».М. . «Просвещение».1995.
2. З.Н.Люстрова. «О культуре русской речи». «Знание». М., 1997г.
3. Т.А. Ладыженская. «Развивайте дар слова» .«Просвещение».М.,1998.
4. Л.З.Шакирова. Русская речь. «Магариф.» 2005.

У вас нет прав для создания комментариев.