Главная
 
Рейтинг:   / 3

Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ для 11-х классов и в форме ОГЭ для 9-х классов.

Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся.

И дает возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы. Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ– одна из важнейших задач нашего педагогического коллектива.

Решение задач современной школы на пути к повышению качества образования требует общих усилий педагогического коллектива: единства в осознании противоречий, постановке целей, реализации запланированных действий. Для ее реализации требуется: система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это система слаженной и целенаправленной работы учителя, учащихся, администрации школы и родителей. Если в этом сложном «механизме» хоть одно звено будет действовать недостаточно качественно, то это, в конечном итоге, скажется на результате экзамена.

Принципиально важно наличие модели организации управленческой деятельности по подготовке к ЕГЭ, и ОГЭ и единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников, так как именно положительное общественное мнение оправдывает усилия, снимает эмоциональное напряжение, дает психологическое равновесие.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа. В нашей школе она начинается уже на августовском педсовете после анализа результатов прошедшего ЕГЭ. В начале учебного года в школе разрабатывается план-график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, в котором учитываются и анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, и постоянное ознакомление с нормативно-правовыми документами, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам.

И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому наш педагогический коллектив ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение педагогами нашей школы информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

При подготовке учащихся к выпускным экзаменам на начальном этапе каждому ученику определяем планируемый результат обучения. Это не значит, что «потолок» должен занижаться или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как учителю, так и ученику.

Для того чтобы эффективно построить систему подготовки недостаточно того количества уроков, которые выделены на курс математики, физики. химии, поэтому необходимо было нам выстроить новые способы организации учебной деятельности: кроме уроков, это - элективные курсы (1 час в неделю).

С девятиклассниками мы начинаем подготовительную работу уже в середине сентября с входного тестирования. Входной мониторинг помогает разделить класс на 3 группы: 1 группа- учатся на «4» и «5», 2 группа – учатся на «3» и 3 группа- группа «риска».

Например, в 2015 году в 9 классе было - 16 учеников. 9 из них–учились на «4» и «5». 3 ученика на «3», 4 ученика –группа риска. Учителя математики и русского языка для каждой группы составили план преодоления пробелов в знаниях учащихся. Работая с группой «риска», ставили основной целью отработать базовый уровень, со 2 группой –отработать базовый и повышенный уровень, с 3 группой- повышенный и высокий. После уроков учителя занимались с группами ребят по индивидуальной программе: одни повторяют темы седьмого класса, а другие решают задачи повышенной сложности.

Очевидно, что для качественной подготовки только консультативной внеурочной деятельности недостаточно.

Поэтому мы   организуем и другие виды работ:

- сотрудничество с родителями учащихся по организации домашней самостоятельной подготовки к экзамену.

-дистанционное тестирование как тематическое, так и в виде пробного онлайн экзамена (http://uztest.ru/);

-знакомство учащихся и родителей с электронными ресурсами.

-В электронном образовании создаем виртуальные факультативы для подготовки к экзаменам  

-Для домашней самоподготовки и для подготовки к ГИА учитель математики разрабатывала электронные учебные пособия “Мультимедийный обучающий проект по построению графиков функции ”.

-В целях повышения эффективности подготовки к ОГЭ ежемесячно проводим диагностические, тренировочные работы в системе «СтатГрад». Ведем мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика. Детально знакомим учащихся и их родителей с результатом выполненной работы, указываем темы на которые стоит обратить внимание ученику при самостоятельной подготовке.

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ,и ЕГЭ является работа кабинетов. В каждом кабинете оформлены информационные стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы по предметам: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ГИА, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинетах собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ГИА.

Результаты ГИА наших выпускников полностью удовлетворяют ожидания. Например, в 2015 качество по математике и русскому языку в 9 классе составляет 93,8% при 100 процентной успеваемости. Средний балл в 9 классе -23, средняя оценка, 4, 44. Это выше республиканского и районного уровней. По математике -2-е место по республике, по русскому языку -1-е место по РТ. В 2017 году все показатели ЕГЭ выше республиканского и районного уровней. Средний балл по математике 74, (наибольший 84 б.), по русскому языку 81 б. (наибольший -93б.). по физике средний балл -68 (наибольший 78б.) , по обществознанию -69 б.(наибольший -70), по биологии- 77 (наибольший -84).

Итогом системной работы по подготовке к экзаменам является успешное сдача ЕГЭ и поступление учащихся в Вузы на бюджетные места.

Только совместная работа учителя и учащихся при поддержке администрации и родителей может привести к успеху.

Рейтинг:   / 2

Индивидуальный план профессионального развития

воспитателя Журавлёва С. В.

Методическая тема :«Творческое развитие подростков в условиях школы-интерната»

Цель  профессионального  развития:Обеспечить личное непрерывное профессиональное образование в условиях введения ФГОС по теме самообразования.

Задачи:

  1. Изучить нормативно-правовые документы и литературу ФГОС
  2. Разработать и реализовать индивидуальный план методической работы с целью повышения квалификации и соответствия  должностным  квалификационным характеристикам
  3. Создать комфортную развивающую образовательную среду на базе школы-интерната.

1. Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства

Вопросы, по которым изучается литература

Литература, нормативно-правовые документы

Задачи использования литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Нормативно-

правовая база

1. Федеральный государственный образовательный стандарт

2.Закон об образовании.

3.СанПин

4.Конвенция о правах ребёнка

Знакомство и использование

документов

постоянно

участие в дискуссии за круглым столом

Заседание ШМО воспитателей

Литература по метод. теме.

1. А.Н. Павлов. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы

2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе.

3. С.А. Клюнеева, Е.Х. Афанасенко, К.Б. Шишова, А.И. Коняшов «Детский музыкальный театр».

4. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности.

Реализация авторской программы

постоянно

кружковая работа

ШМО воспитателей

2.Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса.

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Разработать  программу по воспитанию

ежегодно,

август

Рабочая программа

Заместитель директора по ВР

Разработать сценарии внеклассных мероприятий по направлениям

в течение уч.года

открытые мероприятия

Заседания ШМО воспитателей

Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся)

в течение учебного года

Портфолио обучающихся

Заседания ШМО воспитателей

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Создание условий для обмена

опытом и осуществления

сотрудничества с коллегами.

2015-2018 уч.гг.

Статьи, доклады,
методические
разработки.

Школьные, районные, республиканские, всероссийские конкурсы и олимпиады

 

4.Участие в работе школьной методической службы.

Мероприятие

Сроки

Выполняемые виды работ

 (решаемые задачи)

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Участие в проведении заседаний МО

ежегодно

 

ШМО воспитателей

Участие в работе семинаров, педсоветов

ежегодно

 

педагогический совет школы

Участие в проведении мероприятий

ежегодно

Викторины, олимпиады

Заместитель директора по ВР

 

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.

Темы курсов

(семинаров, круглых столов и др.)

Место прохождения курсов, участия в семинарах и др. мероприятиях

Сроки

Форма представления результатов работы

«Психолого-педагогические основы профилактики аутоагрессивного поведения у учащихся образовательных организаций (профилактика наркотизации, суицидов)»

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»

14.11.2016- 2.12.2016

Удостоверение

 

Рейтинг:   / 1

ГБООУ «Новокашировская санаторная школа-интернат»

План по гражданско-патриотическому воспитанию

Аминова Эльмира Флюровна

заместитель директора по ВР, воспитатель

                                                                                                                        2015 год

План по гражданско-патриотическому воспитанию

на 2015-2016 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1.        

Классные и воспитательные часы по гражданско-патриотическому воспитанию

ü Урок Мира. Готов к труду и обороне

ü День гражданской обороны, посвященный 25-й годовщине создания МЧС России

ü Парламентский урок - 2015

ü День народного единства

ü День Героев Отечества

ü День воссоединения Крыма с Россией

ü Неделя Правовых знаний

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

     Март

Апрель

Кл.руководители

Воспитатели

  1.        
  2.        
  3.        
  4.        
  5.        
  6.        

Проведение классных и воспитательных часов посвященного Дню Танкиста

13 сентября

Кл.руководители

Воспитатели

 

В ходе каждого классного часа проводить 10 минутный информационный блок, посвященный ВОВ

В течение года

Кл.руководители

Воспитатели

 

Лекторий для родителей «Права и обязанности родителей за воспитание детей»

Декабрь

Зам.дир. по ВР

Соц.педагог

 

Фестиваль Афганской песни

«Афганистан живёт в моей душе»

15 февраля

Воспитатель Кл.руководители

 

Общешкольное мероприятие посвященное, Победе в Великой Отечественной войне

«Время уходит, а  память остается»

7 мая

Зам.дир.по ВР

Воспитатели

 

Классные и воспитательные часы с приглашением ветеранов, участников войн за Отечество

ü  «900 ДНЕЙ МУЖЕСТВА», блокада Ленинграда;

ü «И дым Отечества нам сладок и приятен»

ü  «Есть такая профессия – Родину защищать»

ü «О чём рассказал нам орден»

ü «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной» и т.п.

Январь

   Февраль

Май

Зам.дир.по ВР

Воспитатели

Кл.руководители

  1.        
  2.        
  3.    
  4.    
  5.    
  6.    

Просмотр фильмов о войне

В течение года

Учитель информатики

Воспитатели

 

«Лыжня Татарстана-2016»

Соревнования по лыжным гонкам в рамках спартакиады школьников

5-6 февраля

Учителя физкультуры

Кл.руководители

 

КВН, посвященный Дню Защитника Отечества

Февраль

Воспитатель

 

Военно-патриотическая игра «Зарница»

Смотр строя и песни

21-22 февраля

Зам. директора по ВР

Учитель ОБЖ

 

День Защиты детей (по особому плану)

Май

Администрация

Начальник штаба ГО

 

Спортивно-развлекательные игры-эстафеты

ü «Сильные, смелые, ловкие»

ü «Без булдырабыз»

В течение года

Педагог доп.образования

  1.    

Конкурс детских рисунков и поделок

ü  «На страже Отечества»

ü   «Правнуки ветеранов празднуют Победу»

Февраль

Май

Зам.дир. по ВР

Руководители ШМО

  1.    

Конкурс чтецов

ü  «Слава Русского воинства»

ü  «Не перечислить всех героев»

ü  «И слово ковало Победу»

Февраль

Март

Май

Зам.дир. по ВР

Руководители ШМО

  1.    

Конкурс сочинений и рассказов

ü  «Спасибо Тебе, солдат Победы»

ü  «На веки в памяти людской» и т.д.

Апрель

Май

Зам.дир. по ВР

Руководители ШМО

  1.    
  2.    
  3.    
  4.    
  5.    
  6.    

Весенняя неделя добра (по особому плану)

Апрель

Зам.дир. по ВР

Кл.руководители

Воспитатели

 

Оформление стенда, посвященного 71-летию Победы

Февраль-май

Кл.руководители

Зав.библиотекой

 

Жизнь и творчество писателей в годы ВОВ, их взгляды, связь творчества писателя и его литературных героев с Татарстаном, реальными лицами, наших земляков

В течение года

Учителя предметники

 

Вахта Памяти

Май

Зам.дир. по ВР

Кл.руководители

 

Книжная выставка

«71 год - Великой Победе»

Февраль

Май

Зав.библиотекой

 

Акции

 «Георгиевская ленточка»

Май

Кл.руководители

Воспитатели

Рейтинг:   / 1
ЭССЕ
“МИНЕМ МЕТОДИК ТАБЫШЛАРЫМ”
Рейтинг:   / 3
В каждом человеке есть Солнце,
только дайте ему светить
Сократ

С 1990 года существует в Набережных Челнах, входящее в десятку лучших в Республике Татарстан, образовательное заведение инновационного типа – МАОУ «Лицей № 78 имени А.С.Пушкина» - первопроходец в организации профильных классов в городе. Соединяя лучшие традиции отечественного просвещения с передовыми достижениями педагогической практики, оживляя новые образовательные стандарты реформируемой современной школы духом прославленного Царскосельского лицея, коллектив раскрывает в своих питомцах естественные способности к тем или иным областям знания и практической деятельности.
Коллектив учителей работает над методической темой: «Формирование образовательной среды для одаренных детей на основе современного высокого уровня качества знаний и лучших образцов общечеловеческой культуры, способствующих дальнейшему личностному развитию и обогащению духовно-нравственного облика лицеиста».
Я работаю заместителем директора по учебной и научно-методической работе, координирую деятельность научно-методической службы лицея, руковожу научно-исследовательской (проектной) деятельностью педагогов и лицеистов.
Одним из структурных компонентов методической службы лицея является Институт наставничества, цель которого заключается в системной научно-методической помощи молодым педагогам.
Проблемы наставничества в образовательном учреждении – это проблемы административной компетентности руководителей образовательного учреждения и проблемы зрелости, профессионализма педагогического коллектива в целом. Если есть традиции общих дел, если сфера деятельности учителя не сводится только к урокам, а присутствуют элементы творчества, исследовательской работы, педагогического эксперимента, то в такой профессиональной среде молодой учитель найдет себя и будет принят и востребован, в этом ему поможет наставник. Всё дело в педагогической среде, в её человеческой и профессиональной культуре, в традициях и ценностях.
В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Кто-то уходит на пенсию, кто-то приходит на работу из молодых. Обновление трудового коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Согласно простой арифметике на 100 ушедших пенсионеров необходимо принять на работу 100 молодых специалистов (не принимая во внимание возможного расширения или сокращения сферы деятельности, тут цифры будут другими).
Естественно, жизненные обстоятельства бывают разными - и молодые не идут, и старые держатся до последнего, - но время не обманешь и рано или поздно смена работников происходить должна. Если свежего притока не обнаруживается - отрасль умирает.
Как раз это и происходит сегодня со школой. Почему это происходит, ответит каждый: в школе мало платят. Согласна, аргумент более чем веский, возразить на это трудно.
Но если бы материальная сторона вопроса была единственной, это было бы полбеды. Существует большое количество людей, которые отдают приоритет комфорту работы и получаемому удовольствию, и ради этого готовы жить на не самую большую зарплату.
Основная проблема глубже: в современной школе молодой учитель работать практически не может. Повторяю: "практически", на теоретическом уровне все худо-бедно нормально. Давайте рассмотрим схему стандартной ситуации. По окончании школы абитуриент поступает в педагогический вуз, учится там в течение 4-5 лет. Помимо научных дисциплин, он изучает методику, и рано или поздно перед студентом встает вопрос: "А не пойти ли мне в школу?". Тем более, что для многих это оказывается действительно интересным, педагогическая практика часто оборачивается впечатлением радостным. Что никто из молодых не хочет идти в школу - это миф, опровержений которого перед моими глазами прошло более чем достаточно. Шли-то многие, а вот кто остался - это вопрос.
Но перед тем, как наш герой войдет в школу, небольшой комментарий. Кто он такой - молодой человек, окончивший институт? Во-первых, как профессионал, он еще достаточно слаб - сдавая в институте экзамены, он выучивал факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Как известно, чтобы действительно знать предмет, по нему зачастую надо самому прочитать аудитории теоретический курс. Такой практики у молодого человека, естественно, нет.
Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. Да, сам он окончил школу 5-8 лет назад, но, с одной стороны, в нашей жизни все очень динамично меняется, с другой - этот груз воспоминаний ему может помешать: чтобы объективно оценить себя как ученика, у него опять же нет опыта.
И, в-третьих (хотя это надо бы по значимости поставить на первое место), он совершенно не понимает, что его первая работа - это десятилетиями складывавшаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.
И начинается решение задачки с тремя вышеописанными неизвестными. На первых порах ему все в школе улыбаются, новенькая трудовая книжка кладется в отдел кадров, первые дни и недели - душевный подъем и полная эйфория. А далее неминуемо начинаются конфликты.
При этих обстоятельствах наиболее важным в системе методической службы лицея является создание и функционирование Института наставничества, так как школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравст-венными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенство¬ванию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руко¬водством наставника по согласованному плану профессионального становления.
Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
Вопрос актуален сегодня как никогда: 10 лет назад в нашем лицее средний возраст педагогов составлял 38 лет, сегодня 46 лет, это, при том, что в коллектив лицея вошли 9 молодых специалистов. Перед нами остро встала проблема встраивания их в образовательное пространство лицея.
Не потерять, заинтересовать, дать поверить в успех, создать условия для того, чтобы молодой специалист сам себе сказал: «Учитель – это моя профессия!», чтобы сработала формула «Успешный старт = Успешный результат»… От того как сложится начало их педагогической карьеры зависит их «долгожительство» в профессии.
Мы убеждены, что учительская профессия – это десятилетиями складывающаяся система с определенными правилами, законами, традициями. Необходима индивидуальная воспитательная работа с учителями и организация сетевого взаимодействия молодых специалистов на основе информационно-коммуникативных технологий.
Мы считаем необходимым:
- разработать и внедрить в образовательные учреждения «программу выращивания творческого учителя» через создание Института наставничества;
- создание условий для формирования системы менторства и коучинга в методической службе лицея;
- разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию организации работы с молодыми учителями.
Не секрет, что педагогические профессии не относятся к категории популярных среди молодых. Каждый второй выпускник педагогического вуза предпочитает сразу же после получения диплома сменить профессию, уходят в другие, более оплачиваемые отрасли. В школы приходят все меньше молодых учителей, точнее, учительниц, потому что мужчин – педагогов мало, и не только в нашей республике, но и в других регионах. У российской педагогики - женское лицо, что не лучшим образом влияет на привлекательность отрасли.
В Лицее № 78 имени А.С.Пушкина сконцентрирован высокий педагогический потенциал: 34 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 33 педагога – первую категорию, один преподаватель является кандидатом философских наук, два педагога обучаются в аспирантуре. Из года в год лицей становится победителем престижных конкурсов. Это учебное заведение - победитель приоритетного национального проекта «Образование», всероссийского конкурса «Школа России 2009», «Школа России 2010», дважды победитель гранта мэра города «Школа – ресурсный центр». Педагоги лицея активно участвуют и побеждают в конкурсах различных уровней. НО!!! Основная проблема - средний возраст учителя – 46 лет. При этом возрастная группа до 30 лет составляет 9,2%, а старше 55 лет – 17%.
Молодые специалисты – это стратегический ресурс развития образования. В лицее работают всего 7 молодых специалистов из 76 педагогов. Поэтому необходимо выстроить модель института наставничества в условиях методической работы лицея.
Цель совершенствования научно-методической работы: разработать управленческие механизмы регулирования института наставничества в системе методической работы лицея.
Чтобы помочь молодым педагогам освоиться в профессии, необходимо модернизировать институт наставничества в самых разнообразных формах, например, через организацию постоянно действующих педагогических мастерских на базе лучших учителей республики. Причем, хотелось бы, чтобы педагоги-наставники получали дополнительную плату.
Управление индивидуальной траекторией молодых педагогов лицея № 78 имени А.С.Пушкина осуществляется через Институт наставника молодого специалиста, начинающего работать в школе, наставник должен:
- ознакомить молодого специалиста с деятельностью педагогического коллектива школы;
- помочь проанализировать учебные программы и пояснительные записи к ним;
- помочь составить тематический план, подобрать материал для систематического повторения, практических и лабораторных работ, тематических экскурсий;
- оказать методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, контрольных работ;
- посещать уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом;
- организовать посещение уроков коллег по методическому объединению и уроков лучших учителей школы с последующим совместным обсуждением и анализом;
- помочь подобрать методическую литературу для самообразования;
- контролировать и направлять работу молодого специалиста по самообразованию.
Кандидатура наставника рекомендуется методическим советом лицея. Директор лицея издаёт приказ о назначении наставника.
Для определения стратегических действий по обеспечению решения проблем и достижению целей составим SWOT-анализ проекта. Данный метод позволяет выявить внутренние и внешние факторы, способствующие достижению цели или осложняющие его, а также определить мероприятия, усиливающие сильные стороны и возможности, а также – предотвратить ослабление позиций под действием вероятных угроз.
На основе Swot-анализа ситуации
определим основные направления по созданию института наставничества
в методической системе образовательного учреждения
Программа Института наставничества рассчитана на три года:
 1 этап – теоретический (опытные учителя–мастера делятся своим опытом, соблюдая педагогический такт, уважение к молодому учителю, при этом в образовательном учреждении проводятся круглые столы, беседы, семинары, молодые специалисты приходят «в гости» к опытному коллеге);
 2 этап – организация наставничества (индивидуальное наставничество – одна из важнейших и полезнейших форм методической работы; наставничество – это не повышенное внимание к молодому специалисту, не постоянный контроль его деятельности, не еженедельное посещение уроков с последующими «душеспасительными беседами», не постоянные замечания, рекомендации; наставничество – это вовлечение молодого специалиста в совместную деятельность - экспериментальную, исследовательскую, творческую; коллектив решает некую общую задачу, а каждый вносит свой вклад в общий успех, сильные стороны каждого будут приняты всеми). При правильном распределении обязанностей молодому педагогу гарантирована ситуация успеха, признания и профессионального роста.
 3 этап – «Год молодого специалиста». Этот этап работы очень важен и для всего коллектива, и особенно для молодых учителей. В этот год они проводят открытые уроки. Практически все формы методической работы в школе прямо или косвенно, рано или поздно, становятся связанными с показом практических умений учителя перед коллегами.
Из проведенного SWOT-анализа вытекает основная проектная идея: реализация данного проекта по созданию института наставничества позволит укрепить положение молодого педагога в образовательном учреждении, обновить содержание методической работы и обеспечить конкурентоспособность молодых педагогов на рынке образовательных услуг.


Ожидаемый результат:
- Эффективное функционирование Института наставничества в системе методической работы лицея.
- Увеличение доли молодых педагогов в педагогическом коллективе лицея.
- Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, активизация их участия в профессиональных конкурсах.
- Расширение возможности обмена опытом среди педагогов в системе наставничества.
- Открытость Института наставничества для всех участников образовательного пространства.

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы.
- А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?"
-Какие трудности испытываете ВЫ в своей педагогической деятельности?
- Как решаете проблемы?
- Кто Вам помогает?
На мой взгляд, лучший ответ на поставленный вопрос о профессии учителя дал один из выдающихся педагогов России - Лев Николаевич Толстой: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
О легкости своего труда чаще говорят те, кто мало ошибается, как известно, "Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать – ошибка" (Эмиль Кроткий). Для того, чтобы достичь высоких результатов в своей работе необходимо быть в постоянном поиске, ошибаться - делать выводы - вновь искать.
Действительно, профессия педагога, во все времена, – одна из важнейших в обществе, ведь от его усилий зависит будущее наших детей, наше будущее. Это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей. Обучение и воспитание – две главные функции в деятельности учителя. Так было всегда, но наша жизнь меняется, и мы должны понимать, что надо идти в ногу со временем. Искать и находить новые методы и формы работы.
На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Он распознает фальшь, остро отреагируют на невнимание, и оценит тех педагогов, которые отнесутся к нему с уважением и пониманием.
Повторюсь: Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Рекомендуемая литература по проблеме:
1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С.Саввичева. Под ред. А.С.Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.
2. Борздун В. Н., Борздун Л. А. Исследовательская деятельность в школе: критерии и оценки // Методист. 2003. № 6.С.48-51.
3. Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита, 2004.
4. Гульчевская В.Г., Шевченко Т.М. Модуль “Индивидуализация и дифференциация обучения в современной школе”. Ростов-на-Дону, 2002.
5. Измайлова О. С. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Педсовет. 2005. С. 6.
6. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск 2. Организация и содержание методической работы // Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2003. С. 107-110.
7. Мальцева С. В. Роль семьи в формировании личности ребенка // Педсовет. 2005. С. 3-5.
8. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса “Основы исследовательской деятельности учащихся” // Практика административной работы в школе. 2004. № 5.
9. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие / Сост. М. Е. Сысоева. М.: ЦГЛ, 2002. С. 43-55.
10. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Научный редактор Т. И. Шамова. Москва-Тюмень,1994.
11. Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся /Ред.-сост. А.С.Обухов. Издание 2-е, исправленное. – М.: Библиотека журнала «Исследователь», 2012. -160 с.
12. Плясова Г.И. Воспитание семьянина в условиях детского дома. М.: Издательский дом “Новый учебник”. 2003.
13. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. 2003. № 1.С.30-39.-51.
14. Современный урок / Сост. Т. И. Прожирова. ЯНОИУУ, 2002.
15. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. В 3-х Ч. / Сост. Е.М.Муравьев, А.Е.Богоявленская. М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, части I-II – 2000; часть III – 2001.
16. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 34-45.
17. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр “Педагогический поиск”. 2001.